РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УКР

Экономическое, финансовое, социальное, философское, медицинское и т.п.
Forest
Пользователь сайта
Сообщений: 213
Зарегистрирован: Вт авг 30, 2005 12:13 am
Откуда: Київ, Ведрусія
Контактная информация:

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УКР

Сообщение Forest » Чт ноя 17, 2005 4:19 am

Статья Татьяны Бородиной

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УКРАИНЫ В СВЕТЕ ИДЕИ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ


История и такая наука как статистика с ис-черпывающей очевидностью доказывают, что со вре-мени Каина мир никогда не удавалось устрашить или исправить наказанием
К. Маркс
Обращаясь с ближними так, как они того за-служивают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше.
И. Гете


На протяжении последних 10 лет намерение Украины создать суверенное демократическое государство и войти полноправным членом в международное сообщество требует наряду с реше-нием других вопросов ведение борьбы с преступностью. В данном случае акцент делается на при-ведении нашего законодательства и норм, регулирующих уголовную и пенитенциарную политику государства, к международным стандартам. При этом, однако, не уделяется должного внимания преодолению преступности как социального явления.
Взаимосвязь нынешней криминогенной ситуации и кризисных явлений нашей экономики является очевидным. По данным ГДУВИН по состоянию на 1 июля 1998г. в 152 учреждениях ис-полнения наказаний содержалось 236 тыс. лиц. Уголовная статистика также свидетельствует, что рецидивная преступность в Украине остается серьезной проблемой, и ее уровень за последние го-ды не снизился. Не сложно подсчитать, что если социально-экономическая ситуация и уголовная политика государства не изменится, рецидивисты в нашем обществе будут составлять значитель-ную прослойку населения.
Рост числа рецидивистов «за решеткой» в определенной мере является подтверждением усиления борьбы с преступностью и, в то же время, свидетельствует о недостаточной эффективно-сти деятельности уголовной юстиции. Это приводит к неверию населения в способности государ-ства как-то повлиять на ситуацию. Преодоление подобных негативных стереотипов в сознании населения относительно деятельности государственных органов и учреждений, ответственных за борьбу с преступностью, возможно только при условии улучшения качества их деятельности, по-вышения их эффективности путем коренного реформирования.
В связи с этим в нашей стране стоит проблема реформирования пенитенциарной систе-мы и всей политики государства в этой области (гуманизация отбывания наказания, приведение условий содержания к европейским стандартам и т.п.), реформирование практической деятельно-сти и существования учреждений исполнения наказаний. Важным событием последних лет в этом направлении является выведение системы исполнения наказаний в самостоятельную структуру . Также, Указом Президента Украины от 22.04.98 №344/98 на базе Главного управления исполне-ния наказаний был создан Государственный департамент Украины по вопросам исполнения нака-зания (далее – ГДУВИН) . Это центральный орган исполнительной власти, который непосредст-венно реализует единую государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний.
Началась систематическая работа практических работников уголовно-исполнительной сис-темы и специалистов пенитенциарной науки над анализом, разработкой и созданием новых путей развития и условий жизнедеятельности учреждений пенитенциарной системы. Ими осознается не-обходимость специальной программы и по социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Поэтому проходят «круглые столы», посвященные проблемам адаптации этих лиц, в которых принимают участие органы власти, милиция, центры занятости, медицинские и специальные учреждения. Предусматриваются определенные меры, начиная от разработки памят-ки для ориентации в новых жизненных условиях до создания особого фонда, позволяющего под-держать человека на первых порах. Но воз, как говорится, и ныне там. Ведь, зачастую даже обыч-ные, рядовые граждане не способны поспевать за изменениями, происходящими в обществе. А что говорить об осужденных, несколько лет не видевших воли, оторванных от общества? Да и возла-гать на государство расходы по реабилитации этих лиц при таких дырах в бюджете – крайне про-блематично и накладно.
Построение в нашей стране правового государства должно сопровождаться гуманизацией всех социально-экономических и политических процессов, происходящих в обществе. Это касает-ся и организации и деятельности учреждений исполнения наказания (далее – УИН). Исправление правонарушителей и предотвращение совершения ими или иными лицами новых преступлений (превенция) – это цель и результат, на достижение которого должна быть направлена деятельность правоохранительных органов и учреждений пенитенциарной системы.
Но, не смотря на усилия руководства департамента, на данный момент и при нынешней си-туации в стране и положении в пенитенциарной системе, говорить о достижении цели исправле-ния осужденных и подготовке их к жизни на свободе говорить не приходится. Следственные изо-ляторы, колонии и тюрьмы переполнены, система финансируется не более, чем на треть от необ-ходимого.
Как уже говорилось, одним из условий повышения эффективности уголовного наказания является реформа существующей уголовно-исправительной системы. Реформирование по своей сути предусматривает определение цели пенитенциарной политики государства на современном этапе развития общества, задач и путей достижения оптимальных условий ее функционирования в русле общегосударственной политики. Учеными, специалистами в области пенитенциарной по-литики выделяются два пути реформирования: 1) реформирование порядка отбывания наказания; 2) реформирование финансовой деятельности учреждений исполнения наказаний. Наиболее при-емлемыми в современной пенитенциарной науке являются такие точки зрения о финансировании:
1) основным источником финансирования является государственный бюджет, средства ме-стного самоуправления, отчисления предприятий, спонсорская помощь и доходы от деятельности пенитенциарных учреждений;
2) основу дохода составляет сама деятельность учреждений исполнения наказаний.
Давно стало ясно, что государственное финансирование как самостоятельный способ обес-печения всех нужд пенитенциарной системы на современном этапе не может удовлетворить и по-крыть все необходимые расходы на развитие и создание условий для соответствующего содержа-ния спецконтингента и нормальной работы учреждений ГДУВИН. Исходя из этого, нам целесооб-разнее рассмотреть их обеспечение благодаря доходам от самостоятельной производственно-хозяйственной деятельности.
Однако мы сразу столкнемся с тем, что в Украине нет ни одного нормативного документа, который бы регулировал производственную деятельность учреждений исполнения наказаний в современных условиях. Необходимость принятия таких документов очевидна. Нельзя совершать реальные экономические преобразования в системе исполнения наказаний, не имея никакой зако-нодательной основы. На сегодня эти учреждения руководствуются преимущественно нормами иных отраслей права, которые не в состоянии учесть всех особенностей режимных учреждений. В добавок, предприятия пенитенциарной системы сталкиваются с типичными проблемами, харак-терными для современных предприятий в условиях рыночной экономики: им не дают возможно-сти развиваться отсутствие оборотных средств, проблемы со сбытом товаров, реализацией услуг и т.п.
Как было сказано, в связи со всеобщим экономическим кризисом, нерешенностью жилищ-ной проблемы, безработицей, сложной криминогенной ситуацией в нашей стране возникают серь-езные трудности с социальной адаптацией лиц, которые условно-досрочно или по истечении срока осуждения освобождаются из УИН, что нередко приводит к рецидиву. Социальная адаптация – это сложное социальное и психологическое явление, связанное с возвращением лица, отбывшего уголовное наказание, к нормальной жизни . Эта проблематика исследовалась многими учеными. Также в п.80 Минимальных стандартных правил обращения с осужденными говорится, что «с са-мого начала отбывания термина наказания следует думать о будущем, которое ожидает заключен-ного после освобождения».
Само понятие «адаптация» является общепризнанным научным термином в природоведе-нии, биологии, психологии, социологии, криминологии и исправительно-трудовом праве. Понятие «социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания» уже стало общепризнанным среди уче-ных-правоведов. Однако единого определения этого понятия еще не создано. Большинство пони-мают под социальной адаптацией вовлечение отбывшего наказание лица в социальную среду. За-конодатель же не легализовал этот термин. Он признал иной термин – «реабилитация» . Реабили-тация (от лат. Re – приставка, указывающая на возобновление или повторность действия, и habili-tatio – способность) в медико-педагогическом значении этого слова отображает возвращение больного к нормальной жизни и труду в пределах его психофизических возможностей. Она дости-гается психолого-педагогическими мерами (приведения в действие компенсаторных механизмов, обучением, профессиональной ориентацией, социальной адаптацией).
Ресоциализация как процесс возвращения осужденных в общество должен предусматри-ваться и начинаться уже в условиях мест лишения свободы. В этом сложном процессе опреде-ленную роль начинают играть центры. Создание и деятельность центров – одна из форм приве-дения исправительной системы Украины в соответствие с международными нормами. Так, по со-стоянию на 01.01.2000г. в Украине было создано 57 центров социальной реабилитации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, 226 приютов для лиц преклонного возраста, женщин и несовершеннолетних, оставивших семью. В то же время выборочный опрос работников социаль-но-психологических служб свидетельствует, что большинство их них не знают о месте располо-жения центров и приютов и не имеют представления, чем они занимаются.
Необходимость проведения деятельности, направленной на социальную адаптацию лица после освобождения необходима. Это вызвано тем, что, во-первых, во время пребывания в ИТУ человек дезадаптируется по отношению к условиям обычной жизни. При выходе на свободу ему приходится самому заботиться о себе, своем быте, питании, одежде, на которые необходимо зара-ботать и разумно потратить деньги. Не у всех этот процесс проходит гладко и человеку необходи-ма помощь. Во-вторых, за время отбывания наказания нередко разрываются семейные связи. По-теря семьи может вызвать утрату нормального социального статуса, обострить дезадаптацию че-ловека, толкнуть на необдуманные поступки. В-третьих, нередко отбывание наказания далеко не всегда прерывает преступные связи.
После выхода на свободу эти лица сталкиваются со многими проблемами, которые им трудно решить после длительного нахождения в неволе и в зависимости от администрации ИТУ. Каждому вернувшемуся из мест лишения свободы гражданину нужно стать на учет, зарегистриро-ваться, получить паспорт. У большинства же из них просто нет денег на это. Казалось бы, 17 грн. – не деньги. Однако отсутствие этих 17 грн. ставит осужденных в трудное положение. Нет паспорта – нет работы. Нет работы – нет денег. Получается замкнутый круг. Вот и становятся многие из них бродягами, совершают новые преступления. Совместным распоряжением Департамента по вопро-сам исполнения наказаний и МВД определено, что теперь можно выдавать паспорта непосредст-венно в ИТУ при выходе на волю, что и начинает практиковаться в некоторых УИН. Однако в це-лом считается, что необходим специальный фонд для подобных случаев.
В дополнение ко всему, подумать о работе, жилье и хлебе насущном. Однако до сих пор в обществе сохранилось предвзятое отношение к лицам, отбывшим наказание, недоверие ко всем, кто после освобождения из ИТУ стремится устроиться жизнь на честной основе. Некоторым из них, уже имеющим специальность, могло бы быть легче с нахождением работы. Однако и рабочие специальности, которые, казалось бы, требуются везде, на самом деле остаются невостребованны-ми. Сегодня даже несудимым гражданам все труднее найти работу с достойным или мало-мальски хорошим заработком. Трудности вызывает и то, что у многих освобожденных нет жилья, нет род-ственников или они уже не хотят прописывать их у себя. К тому же за время пребывания в тюрьме многие были выписаны из квартир или домов, жилье или продали, или он пропил его сам. Раньше была возможность прописывать этих лиц в общежитиях, теперь ее нет. Возможно, первые три ме-сяца человек сможет провести в одном центре социальной адаптации, через три месяца - в другом центре другого города… И так без конца?… Что же дальше? …
Многие государственные органы стараются применять различные меры для улучшения адаптации освобожденных лиц, однако это редко помогает им. Так, например, по данным ГДУВИН в первом полугодии 2000г. из УИН было освобождено 29,9 тыс. лиц, из которых только 71% прибыли к избранному месту проживания, а другие выпали из поля зрения как правоохрани-тельных органов, так и органов социальной реабилитации. В Мариуполь, например, в 2002 г. из мест лишения свободы вернулось 540 человек. Из них прописалось 306, трудоустроилось лишь 43 . Направления в центр занятости получают все освобожденные, но доходят ли до него? Хотят ли работать? Хотят ли улучшить свою жизнь? И куда им деваться? Это одна сторона проблемы. Но есть и другая.
При решении вопроса об адаптации освобожденных лиц важно также не впадать в крайно-сти, следует подойти к его рассмотрению взвешенно и размеренно. Это вызвано существованием двух противоположных точек зрения, связанных с отношением к бывшим осужденным. Большин-ство граждан считает нужным весьма жесткое отношение к осужденным. Другая часть граждан жалеет выпущенных на свободу лиц. При этом вторыми упускается из виду то, что человек, преж-де чем оказаться в изоляции, совершил преступление и принес боль и страдание другим, ни в чем не повинным людям. Часто остается лишь описание того, как плохо живется в местах лишения свободы, какие сложности с трудоустройством, какое бездушное отношение в обществе. Да, об-щество должно думать о людях, отбывших наказание, но при этом не считать их мучениками. Оно должно оказывать им помощь, но не в ущерб другим гражданам. Потому что при таких крайно-стях можно получить обратный эффект. Так, критика действительно существующих осложнений приводит к тому, что среди некоторых осужденных поддерживается требование на равное к себе по сравнению с другими гражданами отношение, а то и на создание себе привилегий, преиму-ществ. Некоторые освобожденные не просто рассчитывают на гуманное отношение к ним, но по-рой открыто требуют заботы о себе. При этом они угрожают, что, дескать, если не устроят их жизнь, это «вынудит» их зарабатывать на жизнь воровством, совершать иные преступления. Од-нако у государства есть возможность создать уже сейчас определенные условия, которые сущест-венно облегчат процесс социальной адаптации осужденных и при этом не потребуют от него су-щественных вложений денежных средств. Суть проекта будет изложена ниже.
Главной силой в процессе возобновления социально полезных связей лица, освобожденно-го из мест лишения свободы, и его позитивных установок на дальнейшую жизнь является общест-во и его отдельные институты. Однако, как свидетельствует практика, исключение из этого меха-низма непосредственных субъектов уголовно-исправительной политики – УИН – способствует совершению рецидива. Поэтому мало просто говорить о реформировании пенитенциарной систе-мы с точки зрения её финансирования. Следует реформировать её и с точки зрения выполнения ею одной из основных задач уголовно-исполнительной политики государства – исправления и пере-воспитания осужденных и связанной с нею задачи социальной адаптации освобожденных лиц, ко-торые должны начинаться еще в стенах ИТУ. На совершение преступлений толкает чаще всего отсутствие элементарного – жилья, питания, одежды и т.п. Следовательно, необходимо устранить причину преступности. Сделать так, чтобы еще в местах лишения свободы осужденные получили все необходимое для нормальной, обеспеченной жизни. Когда по окончании срока осуждения у освобожденного лица будет все своё, ему незачем будет идти воровать, обманывать, убивать кого-то. Нужно, чтобы у бродяг появилось жилье, работа, повысилось материальное благосостояние. Тогда отпадет нужда зарабатывать на жизнь преступлениями, проституцией и т.п. Как уже гово-рилось, начать работу в этом направлении следует еще в УИН.
Следует разъяснить, что исправительно-трудовые учреждения (ИТУ)– это органы государ-ства, специально созданные для исполнения наказания в виде лишения свободы. На них возложена основная задача по исправлению лиц, лишенных свободы, чтобы те вернулись в общество без-вредными, законопослушными гражданами . Никаких других функций они не выполняют. Ис-правительно-трудовые колонии (ИТК) выступают в качестве основного вида ИТУ, т.к. в них со-держится преобладающее число осужденных к лишению свободы. Наличие ИТК различных видов обусловлено необходимостью раздельного содержания осужденных в зависимости от их лично-сти, а также тяжести совершенного преступления, чтобы не допускать возможного вредного влия-ния рецидивистов и лиц, совершивших тяжкие преступления, на лиц, впервые осужденных к ли-шению свободы. Это необходимо и для применения к ним различных средств и методов педагоги-ческого и психологического воздействия.
В систему ГДУВИН входят такие исправительно-трудовые учреждения: колонии-поселения, воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних общего и усиленного ре-жимов, исправительно-трудовые колонии общего, усиленного, строгого и особого режимов и тюрьмы. На сегодняшний день в системе пенитенциарных учреждений Украины насчитывается 131 колония для взрослых, 11 воспитательно-трудовых колоний, 33 следственных изолятора и 4 тюрьмы. Их обслуживает около 52 тысяч сотрудников Департамента (внутренняя служба в ИТУ). По периметру учреждений исполнения наказаний несут охрану, а также конвойную службу около 20 тысяч солдат срочной воинской службы. В последнее время также наблюдается переход УИН на прием работников охраны на контрактной основе.
Во времена Советского Союза по виду производственной деятельности все колонии дели-лись на промышленные, строительные и сельскохозяйственные. Тогда это деление, и даже в опре-деленной мере узкая их специализация, было четким из-за наличия постоянного, стабильного гос-заказа на определенные товары. Однако в нынешние времена колонии вынуждены выживать, по-этому такого четкого деления не просматривается. В одной колонии могут заниматься производ-ством промышленных товаров, проводить строительные работы и одновременно выращивать не-много овощей, разводить птицу или поросят для собственных нужд колонии. Подобное использо-вание трудовой деятельности осужденных приносит значительную экономию государственных средств. Так, для примера можно привести статистические данные по Российской Федерации, со-гласно которым благодаря личному труду осужденных в подсобных хозяйствах доля неработаю-щих от среднесписочной численности осужденных в период с 2000 по 2001 годы снизилась с 13,6 до 12,06%. За счет активной работы по самообеспечению УИС Минюста РФ продуктами питания, вещевым имуществом и предметами коммунально-бытового назначения получена экономия бюд-жетных средств в размере почти 500 млн. руб., в том числе за счет собственного хлебопечения сэ-кономлено более 230 млн. руб. (около 90 млн. грн. и 60 млн. грн. соответственно). Однако при-нимаемых мер явно недостаточно для обеспечения осужденных нормальным питанием и работой. Осужденных по прежнему плохо кормят, работы мало.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.22 Земельного Кодекса, «земли сельскохозяйственного назначе-ния предоставляются в собственность и предоставляются в пользование»… «несельскохозяйст-венным предприятиям, учреждениям и организациям … для ведения подсобного сельского хозяй-ства», - то есть для выращивания сельскохозяйственной продукции, определенная часть которой используется для удовлетворения внутренних сырьевых нужд или для реализации (передачи) ра-ботникам несельскохозяйственного предприятия, учреждения, организации. ИТК являются учре-ждениями, юридическими лицами. Следовательно, они могут получать в собственность или поль-зование земли сельскохозяйственного назначения для ведения подсобного сельского хозяйства. Как правило, земля выдается ИТУ за его пределами. В исправительно-трудовом кодексе также отмечается, что «осужденные привлекаются без оплаты труда только … к вспомогательным рабо-там по обеспечению учреждений продовольствием в порядке очередности, в нерабочее время и не более двух часов в день». Как правило, на подсобных участках работают лица, виновные в незна-чительных правонарушениях, осужденные на небольшой срок. Они выводятся на работы под кон-воем.
Труд осужденных в тюрьмах организуется только в производственных мастерских из-за не-обходимости обеспечения строгой изоляции осужденных и их работы небольшими группами. Из-за определенных особенностей в организации труда в предлагаемом проекте, о которых будет ука-зано ниже, он не подходит для лиц, содержащихся в тюрьмах. Однако существует норма, в соот-ветствии с которой в зависимости от поведения и отношения к труду им может быть изменены ус-ловия содержания путем перевода в другие ИТУ (ч.1 ст. 45 ИТК). Так, после отбывания не менее половины срока тюремного заключения, назначенного по приговору суда, в порядке ст. 410 УПК Украины, осужденные, твердо ставшие на путь исправления, могут быть представлены для пере-вода в исправительно-трудовую колонию для дальнейшего отбывания наказания (п.1 ч.1 ст.46 ИТК). Эта норма будет являться для осужденного своеобразным стимулом для скорейшего ис-правления. К тому же, согласно правилам, осужденный не может содержаться в тюрьме более 5 лет при длительных сроках лишения свободы. Через пять лет максимум ему должны быть измене-ны условия содержания путем переведения в колонию в порядке статьи 46 ИТК.
Организация же труда в колониях в выгодно отличается от труда в тюрьмах. Отличительно особенностью колонии является отрядная система. Структурная единица в колонии – отряд, была введена ещё в 1957 году. Он представляет собой коллектив осужденных, организованный для их исправления с целью приобщения их к честной трудовой жизни. Отряды комплектуются по про-изводственному признаку, в том числе по сельскохозяйственному. Численность осужденных в них может колебаться от 50 до 130 человек. В некоторых отрядах максимальная их численность может доходить до 250-300 человек. В колониях особого режима их должно быть не более 100-150 чело-век на один отряд. Во главе отряда ставится начальник отряда из числа офицеров внутренней службы колонии. Он следит за правильной организацией труда и быта осужденных, организует воспитательную работу в отряде. В идеале, у него должен быть заместитель по воспитательной работе, в хорошо финансируемых колониях может иметься и психолог.
В связи с вышеизложенным, видится, что целесообразно провести эксперимент, целью ко-торого будет являться наиболее полное обеспечение колонии продуктами питания за счет привле-чения труда осужденных. Все предпосылки для этого, как видим, уже имеются. Необходимо толь-ко внести некоторые специфические, но существенные моменты, эффект от применения которых будет велик. Рассмотрим их подробнее.
В соответствии с предлагаемым проектом, следует создать подсобное сельское хозяйство, в котором осужденные будут приобщаться к общественно-полезному труду через выращивание продуктов питания. Предположительно, оно должно состоять из земельного участка площадью в 150-200 гектар, разделенное на участки, размером в 1 гектар. При этом количество работников-осужденных будет меньше количества гектаров. Это вызвано особенностями, о которых будет сказано ниже. Территория данного надела должна находиться под охраной. Часть выращенной и произведенной на этих участках продукции осужденный будет обязан отдавать тому ИТУ, за ко-торым числится данный участок. Оставшуюся продукцию он сможет использовать для собствен-ного питания, отдавать членам семьи, продавать скупщикам. Для этого можно воспользоваться тем, что, по правилам, в здании контрольно-пропускного пункта оборудуются комнаты для прове-дения краткосрочных и длительных свиданий и комнаты для приёма-выдачи посылок (или пере-дач). Следовательно, для организации сбыта продуктов питания осужденными следует предусмот-реть наличие в контрольно-пропускном пункте соответствующей комнаты, назначить ответствен-ных за отпуск продуктов работников. Учет количества продукции, выращенной и произведенной в подсобном хозяйстве можно производить путем регистрации количества продуктов, пропущен-ных через пункт пропуска на нужды ИТУ и для семей осужденного и скупщикам. Данные должны сопоставляться. Для этого следует ввести книгу учета отпущенной продукции на каждого осуж-денного, работающего в подсобном хозяйстве. В количество продукции не учитывать продукты, поступающие в пищу самих осужденных. Полученные от реализации продуктов питания средства должны зачисляться на личные счета осужденных, а при освобождении с ними должен произво-диться полный расчет.
Ввиду большой площади земельного участка и трудностей и неудобств, которые могут воз-никнуть с ежедневным доставлением более сотни осужденных на работу под конвоем да еще и на транспорте колонии при нынешней дороговизне ГСМ, будет экономично и целесообразно разде-лить земельный надел на отдельные участки размером в 1 гектар, каждый из которых закрепить за отдельными осужденными в качестве рабочего места и места проживания на время отбывания на-казания. Между участками должно быть расстояние не менее трех метров для удобства прохожде-ния между ними, но главное – для осуществления надзора за перемещением лиц между соседними участками. Данный производственный объект следует оградить по периметру колючей проволо-кой, поставив башни наблюдения, установив пропускной пункт. Между ограждением земельного надела по периметру и крайними к нему участками следует предусмотреть расстояние не менее 7-10 метров с целью достаточного просмотра данного пространства и надзора за ним во избежание осуществления подкопа или иного способа совершения побега.
Ввиду наличия проходов между участками и контрольной территории между ограждением и участками, определения площадей для КПП, площадок сбора осужденных, мест общего пользо-вания, количество работающих в подсобном хозяйстве осужденных будет меньше общего количе-ства гектаров в наделе (на 15-20 га максимум). В последующем, с появлением средств от реализа-ции продукции, возможна организации на территории данного подсобного хозяйства амбулатор-ного отделения, бани и иных мест общественного пользования. До той поры все санитарно-гигиенические мероприятия можно проводить на территории соответствующего ИТУ.
Как известно, колонии всех видов строятся по типовым проектам. Они предполагают нали-чие жилой и производственной зоны, изолированных друг от друга. Так, территории ИТК и ВТК усиленного режима разделяются на изолированные друг от друга участки с тем, чтобы в каждой из них могло одновременно содержаться не более 250-300 человек. Жилая зона ИТУ – это изолиро-ванная территория, на которой живут осужденные (преимущественно спят и проводят своё сво-бодное от работы время). Производственная зона – это изолированная территория, на которой ра-ботают осужденные. Жилые зоны от производственных, а также помещения камерного типа отде-ляются от иных строений просматриваемыми коридорами, образуя обособленные по назначению локальные участки. Переход из одной зоны в другую происходит по пропускам, с ведением учета и осмотра осужденного, чтобы он не вынес что-либо лишнее. При этом одним из основных требо-ванием к организации ИТК является максимальное приближение жилой зоны к месту работы осу-жденных.
Естественно, указанные особенности приведут к тому, что жилая и производственная зона будут несколько рассредоточены, но просматриваемые коридоры между участками – рабочими местами осужденных – останутся. Разделение зон будет и при помощи металлических решеток на окнах одиночных камер. Об этом будет сказано ниже.
В соответствии со ст. 74 ИТК предусматривается, что в жилых зонах ИТУ должны быть: амбулатория со стационаром; клуб, в котором проводятся культурно-массовые работы; библиоте-ка (как правило, она представляет собой книжную полку в отряде или избу читальню, размещен-ную в комнате клуба); столовая; магазин, баня, прачечная с дезинфекционной камерой; парик-махерская; склад для хранения вещей (обменный фонд постельных принадлежностей, спецодеж-ды, обуви и т.п.).
Далее, если следовать правилам, каждому осужденному обеспечивается индивидуальное спальное место. Обеспечение жилой площадью совершается из расчета не менее 2 кв. м. на одного осужденного в ИТК, а в ВТК – не менее 2,5 кв. м. Площадь одиночных камер в колониях особого режима должна составлять не менее 3 кв. м. Осужденные также получают постельные вещи (две простыни, наволочку, одеяло, матрац). Также, в соответствии с Приложением №4 к § 12 Правил внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений (далее – Правил), в которых дан «перечень инвентаря и предметов, которыми обеспечиваются … помещения камерного типа в ИТК», и санитарными правилами, в одиночной камере следует предусмотреть наличие санитарно-го узла (клозет), кровати, стула, стола, полки или шкафа для книг, тумбочки, бачка для питьевой воды, ведра, совка, веника, вешалки для верхней одежды. В зависимости от режима того ИТУ, в котором отбывает наказание осужденный, следует с подъема и до отбоя закрывать откидные кой-ки на замок, тумбу для сидения, настенные шкафы и полки наглухо прикрепить к полу или стенам (п.12.10 Правил). Для того, чтобы исключить доступ к стеклу, на окна изнутри и снаружи следует установить решетки (п.12.4 Правил).
Следовательно, согласно проекту, для постоянного проживания на данном участке на каж-дом из них следует установить на столбы одиночную камеру с соблюдением требований всех норм и правил, которые к ней предъявляются. Данная камера будет представлять собой жилую зону. Для соблюдения нормы об изоляции жилой и производственной зон, камеру нужно оградить от пространства участка решеткой и установить металлическую дверь с засовом. Двери должны быть толщиной 6 см., с одной или обеих сторон обитые листовой сталью и укрепленные по периметру металлическими уголками. В центре двери на высоте 1,4 -1,5 м следует разместить глазок для над-зора за осужденными. Двери оборудовать замками специального типа, можно и металлическими засовами.
По окончании рабочего дня осужденных будут собирать на площадке и разводить по каме-рам, закрывать на засов (п.12.5 Правил). В любое время дежурный сможет подойти и проверить наличие осужденного в камере или на рабочем месте. Проведение обязательных проверок наличия осужденных должно проводится ежедневно, утром и вечером в часы, определенные распорядком дня по именным карточкам (см. п.21.1 Правил). В ненастье и при низкой температуре они могут проводиться в помещениях отделений.
Ввиду того, что данный земельный участок будет являться рабочим местом осужденного, желательным видится обеспечение осужденных со стороны государства минимальным набором соответствующего садово-огородного инструментария и инвентаря. Будку для садово-огородного инвентаря следует вынести за пределы одиночной камеры, на ночь её следует замыкать и не до-пускать перенесение осужденными инструментов в камеру.
Одним из требований к организации колоний является наличие необходимых жилищных, коммунально-бытовых и иных помещений; обязательное наличие источников водоснабжения, энергоснабжения и подъездных путей. Поэтому видятся проблемы воплощения данного проекта, состоящие в подведении электричества на участки для освещения камер, улиц, входов в камеры, прожекторов на вышках, сигнализации из-за больших расстояний между участками. А также с отоплением одиночных камер в осенне-зимний период и при низких температурах. И они требу-ют решения, возможно, даже путем применения нестандартных подходов.
В ч.2 ст.50 УК говорится: «Наказание имеет целью не только кару, но и исправление осуж-денных, а также предотвращение совершению новых преступлений как осужденными, так и ины-ми лицами» . Кара – это лишения и страдания, которые претерпевает осужденный. Объем кары и меры воспитательного характера зависят от режима и вида ИТУ, который определяется Комисси-ей по вопросам распределения и направления лиц, осужденных к лишению свободы из СИЗО (тю-рем) в ИТУ с учетом степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного. В данном проекте сохраняется элемент кары как необходимой составляющей наказа-ния. Он состоит в удержании половины полученного осужденным урожая для нужд ИТУ, а также в специальном режиме работы. Сохраняются также ограничения в свиданиях и других элементах режима содержания осужденных в конкретном ИТУ.
Нежелательным является предоставление земельного надела для создания подсобного хо-зяйства вдалеке от городов и иных населенных пунктов. Осужденные не должны чувствовать себя выброшенными из общества, отделенными от людей. Пусть он будет размещен неподалеку от се-ла или города. Тем самым будет решена проблема сбыта выращенных продуктов, проезда от ВТК или ИТК к хозяйству, общения осужденных с людьми, обмена с ними опытом. Это необходимо и для удобства подъезда к колонии, прокладывания линий электропередач, связи.
В связи с этим одним из вариантов может быть предоставление земельных участков для подсобного хозяйства колоний в уже имеющемся населенном пункте. Возможен и обратный вари-ант, когда подсобное хозяйство создается на месте брошенного или умирающего села (деревни). В последнем случае можно привлекать осужденных к оказанию помощи пенсионерам в заготовке дров, ремонте домов, принесении воды из колодцев и т.п., тем самым приучая их к милосердию, взаимопомощи и уважительному отношению к старикам. Положительную роль здесь сыграет и тот факт, что к этим деревням уже проложена какая никакая дорога, в них существуют определен-ные коммуникации. В случае необходимости, их будет легче провести сообща. Тем более, что предусмотрена возможность привлечения осужденных к труду по благоустройству прилегающей к поселку территории, строительству объектов социально-культурного назначения для качественно-го проведения досуга.
Формирование отряда, который будет выполнять работы в подсобном хозяйстве колонии, следует проводить с учетом степени исправления осужденного (из вставших на путь исправления и твердо ставших на путь исправления). Следует также учитывать добровольное согласие лиц, желающих работать в данном подсобном хозяйстве и их уровень знаний и навыков в данной об-ласти. Его целесообразно проверять посредством экзамена на знание соответствующих техноло-гий, сроков посадки растений, свойств почвы и т.п.
Во времена Советского Союза труд заключенных был очень выгоден государству из-за низкой оплаты труда осужденных и возможности использовать его на усмотрение администрации ИТУ. Об этом говорит тот факт, что производственные предприятия ИТУ находились на третьем месте по уровню выработки продукции по сравнению со всеми предприятиями других отраслей хозяйства в СССР. Так, только из 12 колоний Донецкой области 10 производили и отправляли на экспорт продукцию высшего класса. Государство делало заказы на изготовление той или иной продукции, на строительство домов, зданий, сооружений. Вырученные средства поступали госу-дарству, которому труд осужденных обходился минимумом затрат. Поэтому продукция, произве-денная осужденными, имела очень низкую себестоимость. К тому же, в соответствии со ст. 53 ИТК Украины, из той небольшой заработной платы и иного дохода осужденных производилось возмещение стоимости питания, одежды, обуви, белья, коммунально-бытовых и иных услуг, кро-ме стоимости спецодежды и спецпитания. То есть, осужденный, по сути, сам обеспечивал свое проживание и пропитание в колониях и тюрьмах. Сейчас действует такой порядок отчислений из заработной платы или иного дохода осужденного: НДС; питание, одежда, белье, обувь, комму-нально-бытовые услуги; отчисления по исполнительным листам и иным документам в порядке ст. 374 ГПК; материальные убытки, причиненные государству во время отбывания наказания. Ис-ключение составляют алименты на несовершеннолетних детей, которые исчисляются из всей суммы, заработанной осужденными. Оставшиеся средства зачисляются на личные счета осужден-ных и выдаются им при выходе на свободу.
Однако с развалом Союза резко сократились государственные заказы на труд заключен-ных. И если ранее государство обеспечивало работой всех и наказывало за тунеядство, то отныне проблемы с трудоустройством стали существовать для многих. Если раньше хотя бы государство обеспечивало осужденных работой, то сейчас оно обнищало настолько, что с трудом содержит администрацию ИТУ, а о работе осужденных на других предприятиях и говорить нечего. Они хотя бы для простых граждан предоставили работу. Большинство из осужденных вынуждено постоян-но сидеть в бараках, в невыносимых условиях, среди сотен таких же осужденных целыми днями. А это отрицательно влияет на психику. И не только. Это отрицательно сказывается на казне госу-дарства. Так, в первом полугодии 2000г. в среднем осужденный зарабатывал ежемесячно меньше 40 грн., тратя только на питание 40 грн. 18 коп., то есть, по сути, питался в долг – за счет госу-дарства, возмещая за это только 4грн. 91коп. При этом следует учитывать, что это средние показа-тели и многие вовсе сидят без работы и полностью питаются, живут за счет того же государства. А, как мы уже рассмотрели, в соответствии со ст. 53 ИТК Украины осужденный обязан еще пла-тить НДС, стоимость коммунально-бытовых услуг и т.п. И те 10 процентов, которые остаются на его личном счете (до 4 гривен на лицо ежемесячно), он вынужден использовать на приобретение предметов первой необходимости. Конечно, администрации стремятся найти выход, уже не обра-щая внимания на вес посылок и передач. Однако это малость по сравнению с тем, что необходимо человеку для нормального пропитания.
К тому же, если проанализировать данные статистики, наиболее характерным преступлени-ем современного рецидивиста являются кражи. Распространенный срок наказания за это пре-ступление – от одного до трех лет лишения свободы. В связи с вышеизложенным, вызывают удив-ление приговоры судов, согласно которым к нескольким годам лишения свободы осуждают за мелкие кражи. Например, В. осужден к лишению свободы за кражу домашней птицы. Вред от преступления составил 53 грн. (!). Наказание – полтора года лишения свободы. Если принять во внимание, что стоимость содержания одного осужденного в месяц превышает 100 грн., то возни-кает вопрос не только юридической, но и экономической целесообразности такого наказания. Предложенный выше проект способен существенно уменьшить количество средств, которые госу-дарство тратит на содержание осужденного и даже привести к дополнительному поступлению средств на счета колоний за счет реализации продуктов питания. Проект также позволит создать рабочие места осужденным.
Однако это еще не все плюсы данного проекта. Допустим, работа осужденному нашлась, продукция произведена. Но, как правило, продукция и товары, произведенные на предприятиях пенитенциарной системы, требуют организации их сбыта и долгого ожидания перечисления средств, часть из которых пойдет на питание осужденных. В случае реализации описанного выше проекта цепочка по получению продуктов питания заметно укорачивается и сокращается время поставки продуктов питания. Они производятся непосредственно в подсобных хозяйствах ИТУ и в свежем виде поступают напрямую в пищеблоки в большом разнообразии, благодаря чему меню осужденных будет представлено широким ассортиментом. К тому же, этими продуктами можно прокормить не только всех заключенных колонии, но и, при необходимости, с близлежащими ко-лониями поделиться.
Конечно, могут быть возражения в плане того, что будет слишком шикарным для осужден-ных так разнообразно питаться: овощи, фрукты, зерно, травы, зелень, бобы, ягоды, орехи и т.п. Однако в любой тюрьме цивилизованного государства администрация пенитенциарного учрежде-ния питается наравне с осужденными и не должно быть преимуществ и ограничений. У нас же ес-ли администрация имеет возможность принести с собой из дома в узелочке домашней еды, то осужденные вынуждены питаться приготовленным в пищеблоках колоний. Их меню однообразно, хотя и постоянно. Это право за ними прямо закреплено. Однако о качестве этих продуктов речь не идет. Во время нахождения в местах лишения свободы осужденный, как правило, ограничивает-ся в некоторых своих правах и приобретает дополнительные обязанности, вызванные специфи-кой наказания. В то же время еще в п.20 Минимальных стандартных правил обращения с заклю-ченными говорится, что «администрация должна в обычных условиях обеспечить каждому за-ключенному питание, достаточно качественное для поддержания его здоровья и сил». То есть, осужденный имеет право на питание, достаточное для поддержания его здоровья. И этого права его лишить нельзя. Осужденный должен получить полагающиеся ему 2500 ккал в сутки и не меньше. Но в наших ИТУ эта обязанность администрации не выполняется в должной мере. Тому много причин. Одна из них – и крайне плохое финансирование пенитенциарных учреждений. А, как известно, неудовлетворительное питание наносит вред здоровью. Следовательно, государство затрачивает средства и на лечение осужденного. Хотя в научной литературе уже неоднократно от-мечалось, что «в большинстве колоний имеются все возможности для значительного улучшения питания осужденных за счет подсобных хозяйств», и что это «позволит снять социальную напря-женность в этих учреждениях» , подвижки в этом вопросе явно невелики. Предложенный же про-ект позволит существенно улучшить качество и рацион питания осужденных и администрации без затрат со стороны государства. А если они и будут, то быстро окупят себя, в течение пару лет мак-симум.
Отдельно следует поговорить и о приеме пищи (п.23 Правил). Правилами и Исправительно-трудовым Кодексом строго запрещается прием пищи осужденными вне столовой. Однако ввиду того, что овощи и фрукты, зелень, ягоды и т.п. будет выращиваться самими осужденными, они мо-гут питаться сырыми свежими продуктами прямо со своего участка в любое время, утолять чувст-во голода или жажды, что гораздо полезнее, чем прием пищи в определенное время суток с со-блюдением установленного кем-то режима. Поэтому целесообразно создавать столовую или иное специальное место для приема пищи, предусмотрев ее функционирование в зимний или иной пе-риод, когда часть пищи необходимо готовить на плитах с использованием кухонной утвари. Или же когда к осужденному приезжают родственники на свидания, предоставить им возможность пользоваться кухонной утварью. Также разумным будет при определении объема полученного урожая, проводимого с целью определения доли, взимаемой ИТУ, не включать в общий объем выращенных и произведенных продуктов питания те продукты, которые осужденный употребит в пищу. Это будет являться своеобразной нормой питания осужденного, которое полагается ему по-лучать от учреждения. В данном случае государству его пропитание не обойдется ни в одну ко-пейку, и оно не будет возмещать стоимость данного питания осужденному.
Внедрение предлагаемого проекта будет способствовать решению многих проблем, стоя-щих пред пенитенциарной системой и государством. Например, из-за ужасных условий содержа-ния осужденных, многие из них заболевают туберкулезом. Сейчас в Украине даже функциониру-ют специальные колонии для туберкулезников. Данный же проект может послужить отличным средством предупреждения туберкулеза и других инфекционных заболеваний. Этому будет спо-собствовать работа на свежем воздухе, вдыхание цветочной пыльцы, полноценное питание осуж-денного. Более того, больные туберкулезом осужденные, которые не в состоянии работать на земле, за счет полноценного питания смогут выздороветь или же существенно поправить здоро-вье.
Данный проект также позволит без особых трудностей принять дополнительно новых осу-жденных без ухудшения условий содержания остальных осужденных и без необходимости расши-рения колонии за счет строительства новых зданий в случае увеличения их численности. А также поможет прокормить дополнительно поступивших лиц. А они будут поступать, так как кримино-генная обстановка в Украине напряженная, преступность растет. Так, ежегодно в места лишения свободы прибывает 60-70 тыс. лиц, а в общество возвращается лишь 35-45 тыс. Эти данные свиде-тельствуют о том, что в УИН поступает больше осужденных, чем выбывает. Следовательно, мож-но сделать вывод, что эти учреждения переполняются. И в современных условиях вновь прибыв-ших все труднее разместить без нарушения их прав и санитарных норм и правил.
Проблему превышения лимита наполняемости ИТУ стараются решить путем условно-досрочного освобождения осужденных и изданием актов об амнистии. Однако в результате про-ведения анализа путей освобождения, можно прийти к интересным результатам. Так, по статисти-ческим данным ГУИН МВД Украины за 1997г. число условно-досрочно освобожденных состави-ло 11546 лиц, в то время как по Закону Украины «Об амнистии по случаю первой годовщины Конституции Украины» на свободу вышло 31931. Получается, что по Закону об амнистии высво-бождается большее число осужденных, чем освобожденных условно-досрочно. Это несколько не-честно по отношению к последним, так как амнистия носит безличный характер, а при условно-досрочном освобождении учитывается личность осужденного. Однако такой подход чреват еще и тем, что в отношении лиц, пребывавших в местах лишения свободы и вышедших из них, нельзя с уверенностью утверждать, что они не совершат в будущем новых преступлений. Так, по данным отдела статистики Генеральной прокуратуры Украины по состоянию на июнь 1998г. по пригово-рам судов отбывали наказание 189600 осужденных, каждый год их этих учреждений освобожда-ются около 77253 осужденных, весомую часть среди которых составляют условно-досрочно осво-божденные. Количество тех осужденных, которые в период неотбытого наказания совершают но-вые преступления, является значительным. И немалую роль в этом играют их бытовая неустроен-ность(1,5-2%) и трудности, связанные с поиском работы (до 55%).
Более того, освобождение осужденных приводит к обострению социальной напряженности в обществе и увеличению криминогенной обстановки. Многие граждане с ужасом ожидают амни-стированных. Ведь тем негде и не на что жить. А это чревато ростом численности краж, разбоев, хищений и т.п. Если их словят , то осудят снова на еще больший срок как рецидивистов - и чего стоила проведенная амнистия? Колонии снова пополнятся теми же лицами. Так что подобная практика государства не находит должного подтверждения своей эффективности, а только усугуб-ляет положение в обществе. Предлагаемый проект позволит решить проблему принятия нового числа осужденных без увеличения финансирования со стороны государства, направленного на расширение пенитенциарных учреждений. И даже более того - позволит провести основательную работу по выполнению задач уголовно-исполнительной политики государства.
Так, перед уголовно-исполнительной политикой, как отмечает Радов, стоит актуальное за-дание. Это «создание в учреждениях исполнения наказаний условий, которые утверждают обще-человеческие ценности, культуру человека, идеалы добра, справедливости, гуманизма, человечно-сти, формируют систему знаний, умений и навыков, возможность почувствовать себя личностью, в судьбе которой заинтересовано общество и государство». А также «создание государственной системы опеки с целью предоставления помощи и поддержки освобожденных из мест лишения свободы в адаптации к жизни в условиях свободного общества» . На первый взгляд, эти утвер-ждения являются утопией. И не мудрено, ведь современная пенитенциарная система античеловеч-на. Сложно представить, что в условиях современных колоний они могут осуществиться. Однако автор этой работы утверждает, что в случае реализации представленного проекта и эти цели будут успешно реализованы. Данный проект поможет воплотить уже ставшую утопией времен социа-лизма норму о «перевоспитании осужденного через привлечение его к общественно полезному труду». Рассмотрим данный аспект подробнее.
Представим, что человека осудили и приговорили к лишению свободы в надежде, что он исправится. Однако после изоляции осужденного от социального общества начинают возникать парадоксы. Имея целью максимально приспособить человека к жизни в обществе, его отделяют от этого же общества. Желая изменить в сознании человека плохие представления и привычки на правильные, его помещают в среду, где опасность поражения негативными взглядами и чертами в несколько раз выше. Стремясь приучить человека к социально-полезному активному поведению, его содержат в условиях строгой регламентации, которая лишает осужденного самостоятельности. Государство не способно сейчас разрешить эти противоречия, поскольку само в определенной ме-ре создает данные проблемы. Некоторые авторы видят единственный выход в активной деятель-ности институтов гражданского общества. Однако в этом случае сам осужденный не принимает активного участия в процессе своего перевоспитания. А оно просто необходимо, иначе эффект пе-ревоспитания достигнут не будет. «Социально-психологические отклонения в поведении и образе жизни индивида, укоренившиеся в процессе осуществления им преступной деятельности, требуют такого социального контроля, который направлен на разрешение преступных потребностей, лик-видацию накопившегося у него отрицательного опыта, создание основы для последующего разви-тия положительной структуры связей». Как же сформировать эти связи и изменить потребности осужденных?
Если обратиться к истории, окажется, что термин «пенитенциарный» (от латинского слова «penitentiary» - «покаянный», «исправительный») вошел в правовую литературу зарубежных стран в Х1Х веке с развитием так называемой пенсильванской тюремной системы, для которой было ха-рактерно одиночное по камерам содержание осужденных в тюрьмах. По идее организаторов такой системы отбывания наказания, «строго изолированное содержание осужденных должно было … создать благоприятные условия для размышления и покаяния». И данное предположение отчас-ти верное. По утверждениям психологов, основными факторами, определяющими поведение ос-вобожденного, являются его взгляды, убеждения, сила воли. Они помогают начать новую жизнь. Да и в значительной мере исправление и перевоспитание личности осужденного, предотвращение совершения им новых преступлений достигается через осознание им своей вины, переоценку цен-ностей, изменение взглядов и ориентаций на положительные. Однако можно ли задуматься над своей судьбой, своей жизнью, содеянным, постоянно находясь под прицелом сотен глаз в бараке или общежитии, если негде спрятаться, чтобы побыть наедине с собой, отправить интимные на-добности? Так теряется элементарное чувство стыда. Можно конечно говорить о том, что у госу-дарства нет средств на постройку каждому осужденному одиночных камер или комнат. Однако следует задуматься над тем, как предоставить осужденным возможность проживать отдельно с учетом минимальных стандартов, не затратив средств государственной казны, используя труд осужденных во благо системы УИН и их самих. Представленный проект как раз и способен это сделать. При этом также можно воспользоваться институтом участия общественности в деятель-ности учреждений и органов исполнения наказания по исправлению и перевоспитанию, ресоциа-лизации осужденных (ст. 9 Исправительно-трудового кодекса, Раздел VIII ИТК) в виде оказания материальной помощи в реализации данного проекта. Ведь еще в Минимальных стандартных пра-вилах обращения в заключенными предусматривается необходимость привлечения общественных организаций к сотрудничеству с персоналом заведений с целью возвращения заключенных к жиз-ни в обществе. (Правило 61).
Известно, что в ИТУ существует определенная часть осужденных (рецидивисты), которая нередко сохраняет свои преступные установки и рассматривает период осуждения как время, не-обходимое для повышения квалификации. Однако в коллективе осужденных есть группы, в кото-рых формируется твердая установка на исправление и перевоспитание – это микрогруппы с поло-жительной направленностью.
При этом следует избегать упрощенного понимания критериев исправления осужденного. Как правило, судят по внешним признакам поведения – высокая производительность труда, отсут-ствие нарушений дисциплины и т.п. Но выполнение всех требований, которые служат основанием определения степени подготовленности осужденных к условно-досрочному освобождению, часто свидетельствует не об исправлении и перевоспитании осужденных, а об их приспособляемости к условиям мест лишения, имея целью максимальную пользу для себя, получение дополнительных льгот от администрации. Конечно же, в ошибках при досрочном освобождении осужденных ска-зывается острый недостаток в пенитенциарной системе квалифицированных кадров из числа пер-сонала, особенно психологов. Однако нельзя и однозначно, напрямую связывать степень исправ-ления с поведением до и после освобождения. Главным в определении того, исправился ли осуж-денный, служит его способность противостоять всякого рода отрицательным влияниям. Но кто же сможет определить эту способность?
Степень исправления определяется, как правило, администрацией УИН исходя из того, как соблюдает осужденный правила внутреннего трудового распорядка, как он относится к общест-венно полезному труду и другим основным средствам исправления. Её выводы, по сути, основы-ваются на приспособляемости осужденных к условиям жизни ИТУ. Правила внутреннего распо-рядка в УИН, да и весь быт осужденных – противоестественное, неадекватное складу жизни сво-бодных граждан состояние. Сам процесс отбывания наказания в виде лишения свободы – выходя-щая за рамки нормальной жизни экстремальная ситуация, к которой не всем удается адаптиро-ваться. Система изоляции и правоограничений, принудительная регламентация распорядка дня и возможность применения мер взыскания к правонарушителям ставят осужденных в такие условия, при которых они, порой независимо от своего сознания и внутренней дисциплинированности, вы-нуждены соблюдать распорядок и режим ИТУ. В практике УИН известны случаи, когда осуж-денные весьма старательно демонстрируют свое образцовое поведение и честное отношение к труду, преследуя при этом цель: как можно скорее выйти на свободу, чтобы продолжать преступ-ную деятельность.
В целях выяснения, на самом ли деле осужденный перевоспитался, изменил систему ценно-стей, а не просто подстроился под условия ИТУ, хочет ли он сам реально изменить свою жизнь и не требовать при этом помощи у государства и общества, не сидеть на шее у них, следует предос-тавить ему реальную возможность устроить свою жизнь еще в стенах ИТУ. Предоставить ему участок земли размером в гектар, на котором он во время отбывания наказания будет выращивать и бесплатно отдавать половину продуктов питания для нужд колонии. Тем самым он будет рабо-тать в интересах общества и государства, научиться думать и заботиться о своих бывших сока-мерниках, о других осужденных, о себе.
Меры воспитательного воздействия на осужденных не регламентируются уголовно-исполнительным законодательством, так как являются мерами педагогического характера. Среди прочих, довольно распространенным методом воспитательного воздействия является метод пер-спективных линий. Особенно он применим к лицам, осужденным к длительным срокам лишения свободы или к пожизненному лишению свободы. Многие из осужденных, попадая в тюрьму или колонию и не видя для себя никаких перспектив, начинают нарушать правила режима, нередко становятся злостными нарушителями режима. Данный метод позволяет вызвать у осужденного определенную надежду и веру в своё лучшее будущее. Ведь ему, как и каждому человеку, нужно надеяться на что-то хорошее в своей судьбе. Пользуясь данным методом применительно к данно-му проекту, для осужденного можно определить ближние, средние и дальние перспективы, исходя из вида и режима ИТУ, в котором он отбывает наказание, и его личностной характеристики. Исхо-дя из анализа действующего законодательства, для осужденного, находящегося в тюрьме, можно определить ближайшую перспективу в виде перехода из тюрьмы в колонию, т.е. в другое ИТУ на улучшенные условия содержания. Средней перспективой будет направление в отряд для работы в подсобном сельском хозяйстве по выращиванию продуктов питания. Дальней (или конечной) пер-спективой может стать оставление земельного участка за осужденным после освобождения из мест лишения свободы. Об целях этой меры будет сказано ниже.
Жизнь доказала, что имевшиеся в прошлом ограничения в переписке, предоставлении сви-даний с родственниками, и другие так называемые «меры воспитательного характера», принесли противоположные результаты. Неразумные запреты воздвигали непреодолимые преграды в отно-шениях между администрацией мест лишения свободы и осужденными, их противостояние и конфликты. Поэтому целесообразно в данной проекте в будущем отказаться от такого устаревше-го и даже вредного, но определенного исправительно-трудовым законодательством (ст.28 ИТК) и поэтому распространенного понятия, как «изоляция осужденных». Из-за этой изоляции сущест-венно ущемляются субъективные права осужденных на общение с их родственниками, знакомы-ми, трудовыми коллективами, организациями и т.п. А это сказывается на адаптации осужденных после их освобождения. «Нововведения способствуют развитию социально полезных связей осу-жденных, значительно улучшению морально-психологического климата в местах лишения свобо-ды, расширению контактов с внешним миром».
Исходя из вышесказанного, будет целесообразным со временем разрешить более длитель-ные свидания между родственниками и осужденными, проживающими в подобных подсобных хо-зяйствах ИТУ. Возможно даже, что вводить подобные поощрения за примерное поведение. А в последующем – и разрешить их совместное проживание на территории участка. Благо, уже есть прецедент наказания в виде ограничения свободы. Как правило, длительные свидания проходят в комнатах для свиданий, расположенных в жилых блоках. Они представляют собой комнатушку с плитой для приготовления пищи. Там имеются также кровати, стол и др. Пребывание в них хотя и лучше, чем в камерах или бараках, однако применительно к предлагаемому проекту целесообраз-но разрешить проживание близких родственников на время длительных свиданий вместе с осуж-денным, но на территории его земельного участка.
О пользе обучения. Давно известно, что нельзя учить, не воспитывая, и воспитывать, не обучая чему-либо. Во время обучения осужденные получают не только определенные знания, но и одновременно воспитываются в моральном и этическом отношении. Изменяются их сознание, убеждения, склонности, привычки. В процессе обучения у осужденных создаются социально по-лезные интересы, которые вытесняют социально вредные. Уменьшается свободное неконтроли-руемое время, повышаются знания и уровень культуры, становится строже самоконтроль. Некото-рые осужденные не желают учиться, обосновывая это тем, что на свободе они уже получили обра-зование. Но однозначным является тот факт, что многие из них не умеют работать на земле. Этому необходимо научиться. Необходимо изучат агротехнологии, чтобы впоследствии применить на практике полученное знание. Ведь, как известно, при отсутствии необходимых знаний труд чело-века малопродуктивен и трудоемок. Человеку приходится много работать, если он не знает и не думает, как сделать так, чтобы меньше работать. А еще лучше – чтобы все работало само. Без вмешательства человека. Необходима элементарная организация труда. Следовательно, необхо-димо изучить то, как меньше работать и при этом больше получать продукции. К тому же им все-таки будет интересно, что там в травке ползает, как что растет, когда цветет, какой плод приносит …
Как установлено многочисленными исследованиями, образование – это серьезный анти-криминогенный фактор. «Учебу… нужно рассматривать не как приобретение некоторой суммы знаний, а как цель обучения осужденного иному взгляду на жизнь, новому восприятию мира, большей свободы в нем, поскольку несвобода, жесткая зависимость от внешних обстоятельств не-сет значительный криминогенный заряд». К этому следует добавить, что важна не сумма знаний, а умение и возможность применить их на практике. Важна цель обучения: «для чего?». Для чего я сажу дерево? – Чтобы оно принесло плоды, которыми я угощу…(того-то). Зачем я сажу цветы? – Чтобы было красиво и чтобы радовало взор и обоняние мое и соседа … Не менее важен вопрос: «Для кого?» Если только для себя – это одно. Если думаешь о соседе, о сокамерниках, о дочке, ко-торой нужно алименты платить продуктами выращенными – это другое, да и разница большая. И её увидит и почувствует осужденный. Поймет без всяких назиданий и нравоучений, оставшись наедине с собой. Ведь каждому человеку важно быть кому-то нужным. И осужденные – не исклю-чение.
Однако в дополнение к этому проекту следует провести обучение и прием экзамена на зна-ние сельскохозяйственных технологий. Ведь к работе на участке следует допускать лиц, знакомых с сельскохозяйственными технологиями, позволяющими быстро, качественно, эффективно, при минимуме физических и финансовых затрат вырастить экологически чистый, хороший урожай без применения химических удобрений и ядохимикатов. К тому же, за счет того, что у государства отсутствуют средства на покупку и применение гербицидов, пестицидов, ядохимикатов и прочих химических средств «защиты» растений и повышения урожая, цель выращивания экологически чистых продуктов питания в подсобных хозяйствах колонии будет достигнута.
Ввиду отсутствия в нынешних ИТУ необходимых кадров агрономов, необходимо будет приглашение специалистов из профильных учебных заведений для чтения лекций и приема экза-мена. Однако главным и ведущим фактором здесь будет служить самообучение, что положительно повлияет на психику и самоконтроль осужденных. В первую очередь возможность обучаться сле-дует предоставить тем из осужденных, кто реально стремится к получению участка земли и рабо-те на нем. Проводить экзамен или иную проверку знаний осужденных следует по окончании обу-чения и перед началом работ на участках. Это позволит воспитателям оценить уровень знаний и то, насколько они реально стремятся к работе на земле и нет ли здесь подвоха. Ведь осужденный, не понимающий цели работы на участке, не станет изучать столько литературы по садоводству и огородничеству.
Необходимо также предоставить осужденным полную самостоятельность в планировке на-саждений, размещении и проектировании построек, ознакомив в случае необходимости с соответ-ствующими нормами и правилами. Каждый участок, как и человек, должен быть неповторим и от-вечать нуждам его хозяина. Когда человек знает размещение посадок на своем участке, произво-дительность его труда становится выше. Да и если указывать каждому осужденному, что, где и как посадить, то это будет очень накладно для лиц, осуществляющих за ним надзор. Это потребует много сил и времени. Важен результат – экологически чистые овощи, фрукты, травы и др. продук-ты питания, поступающие в пищеблоки колоний.
Согласно ст. 19 ИТК, «Каждый осужденный должен работать. Администрация ИТУ должна обеспечить привлечение осужденных к общественно полезному труду с учетом их трудоспособно-сти». Особенности труда заключенных состоят в том, что труд приобретает для них обязательную форму, которая снижает их волеизъявление, усиливает значение принуждения; эти ограничения закреплены в нормах права; условия труда отличаются от обычных; как правило, осужденные привлекаются к труду на предприятиях ИТУ. В отдельных случаях – и на предприятиях иных ве-домств, при условии обеспечения надежности их охраны и изоляции. Исходя из сказанного, рабо-та для осужденных является обязательным условием их перевоспитания. В том случае, конечно, если она есть. Однако кризисное состояние экономики отразилось и на пенитенциарных учрежде-ниях. Работы очень мало, заказов от государства – тоже. А в общежитиях находится до 2000-2500 осужденных, которых нужно чем-то занять. Ведь это своеобразная «пороховая бочка», и если лю-дям нечем заняться, это чревато назреванием и провоцированием конфликтов.
Предлагаемый проект позволит снизить социальную напряженность в колониях. К тому же любые формы труда предполагают учет направленности личности. Выполнение работы, которая не приносит интерес осужденному, влечет отрицательное психическое воздействие на них и сла-бый трудовой и воспитательный эффект. Следовательно, труд должен приносить осужденному удовлетворение от проделанной работы, полученного результата. В целом же, труд осужденных должен выполнять такие функции:
- воспитательная (исправление и перевоспитание);
- экономическая (работа на себя и на общество);
- социальная (создание условий для осужденных для нормального вступления в жизнь по-сле освобождения);
- оздоровительная (сохраняет здоровье осужденных, так как бездеятельность приводит к психическим заболеваниям и деградации личности).
Данный проект позволит с успехом выполнить все функции, которые предполагается дос-тигнуть трудом осужденных, в том числе оздоровительную. Так, например, исследования показа-ли, что среди осужденных женщин есть немалая доля тех, кто имеет невротические нарушения. Распространены среди них и тревожно-депрессивные состояния. Некоторые авторы с целью про-никновения во внутренний мир осужденных и его изменения предлагают в системе мер воспита-тельного воздействия по отношению к ним применять психотерапевтические методы для компен-сации негативных психических состояний (опросники, аутогенные тренировки, са





Вернуться в «Обоснование идеи о родовом поместье»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей