ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ В УКРАИНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕР

Экономическое, финансовое, социальное, философское, медицинское и т.п.
Forest
Пользователь сайта
Сообщений: 213
Зарегистрирован: Вт авг 30, 2005 12:13 am
Откуда: Київ, Ведрусія
Контактная информация:

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ В УКРАИНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕР

Сообщение Forest » Чт ноя 17, 2005 4:17 am

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МАРИУПОЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ДОНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ


Курсовая работа Татьяны Бородиной

К защите допустить с
предварительной оценкой:
____________________________
«____»_____________2002г.
руководитель: Шульга М.В.


КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: ПРАВОВОЙ РЕЖИМ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ В УКРАИНЕ: СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ



Студентки 4 курса 401 группы
Специальности правоведение
Бородиной Т.А.




Работа защищена с оценкой:
________________________
«____»____________2002г.
Преподаватель: Шульга М. В.
док. юрид. наук, профессор

Мариуполь 2002

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПО СОЗДАНИЮ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ И ПОСЕЛЕНИЙ В УКРАИНЕ 4
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 6
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ЗАКОНА О РОДОВЫХ ПОМЕСТЬЯХ 8
§1. ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 8
§2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ 8
§3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 9
§4. ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ 10
§5. ИНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРАВОВОМУ РЕЖИМУ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ 11
ГЛАВА 4. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ 13
РАЗДЕЛ II. ПЕРСПЕКТИВЫ 15
ГЛАВА 1. НОВЫЙ СПОСОБ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 15
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 18
ГЛАВА 3. КРИЗИС-2005 ГОДА 19
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ И ГЕНОФОНДА УКРАИНСКОГО НАРОДА 20
§1. ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ 20
§2. СОХРАНЕНИЕ ГЕНОФОНДА УКРАИНСКОГО НАРОДА 20
§3. ПРОБЛЕМА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 22
§4 БИЗНЕС №1 В МИРЕ 23
ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ 24
ГЛАВА 6. ВЛИЯНИЕ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ НА ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ, СОЦИАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ, НА НРАВСТВЕННОСТЬ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ1 30
ПРОЕКТ ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ УКРАИНЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 31
ПРОЕКТ ЗАКОНА О РОДОВОМ ПОМЕСТЬЕ И РОДОВЫХ ПОСЕЛЕНИЯХ 31
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 31
ГЛАВА 2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ 31
ГЛАВА 3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ 32
ГЛАВА 4. ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 35
ДОМ БУДУЩЕГО 35


Земля есть торжественный дар, который природа сделала человеку; рождение каждого есть право на владение землею. Право это так же естественно, как право ребенка на грудь своей матери Мармонтель

ВВЕДЕНИЕ

Человек – часть природы. Вне Природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Она всегда была и будет основой и источником его жизни. По отношению к нему природа выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную и культурную. Содержание экологической функции определяется тем, что с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе обеспечивается экологическое равновесие, включая экологический оптимум для человека (его естественные физиологические потребности в дыхании, питании, удовлетворении жажды и т.п.). В ее рамках он взаимодействует со средой своего естественного обитания. Сущность экономической функции предопределена тем, что природные ресурсы обладают экономическими свойствами и потенциалом, которые человек использует в процессе своей жизнедеятельности. Эстетическая, рекреационная, научная, культурная функции природы обусловлены тем, что в процессе общения с природой человек удовлетворяет свои духовные и информационные потребности.
Вопрос о функциях природы по отношению к человеку лежит в основе понятия «безопасная для жизни и здоровья окружающая среда», право на которую, а также право на «возмещение причиненного нарушением этого права вреда», в соответствии со ст. 50 Конституции Украины, имеет каждый.
Если дальше смотреть Конституцию Украины, то в статье 13можно прочесть, что «Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории Украины, …являются объектами права собственности Украинского народа … Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с Законом». В статье 14 Конституции утверждается, что «Земля является основным национальным богатством, которое пребывает под особой охраной государства». Получается, что земля является собственностью народа Украины, т.е. каждого ее гражданина. Но происходящая земельная реформа может привести к тому, что большинство населения страны окажется лишенным главного своего достояния. Землю раздают преимущественно крестьянам в виде паев, а о городском населении почему-то позабыли. Мотивируют решение тем, что горожане-де получили доли в имуществе предприятий и им этого достаточно. Но земля должна выделяться каждому желающему гражданину нашей страны на благоприятных для него условиях. В этом и будет состоять важнейший показатель заботы государства о вверенном ему народе, а также проявление его заинтересованности в благополучии каждого гражданина страны, заботы о своем будущем.
Тема работы непосредственно связана с вопросом обеспечения каждого гражданина главным богатством его страны и выполнения по отношению к нему основных функций природы. Приступая к написанию данной темы, автор понимал всю ее новизну и то, что она фактически ни в одной научной (теоретической) работе не раскрыта, не разработана и не отражена. Это преимущественно связано с тем, что идея о нем возникла не среди ученых и законодателей, а среди простых людей. По сути, эти люди и решают вопросы становления и развития данного правового режима.
Ввиду этого данная работа представлена на основании анализа действующего законодательства, а также на основании разработок граждан и общественных организаций России и Украины, которые вплотную занимаются этим вопросом. Поэтому в ссылках на использованную в работе литературу будут встречаться довольно своеобразные источники (журналы, газеты, альманахи, книги и т.п.), которые выпускаются преимущественно этими организациями и обществами и распространяются через них. Вследствие этого ее невозможно будет найти в библиотеках или же в свободной продаже. В работе также использовалась учебная литература по налоговому и экологическому праву, социологии, статистике, а также Конституция Украины и поресурсные Кодексы.
Понимал автор и неоднозначность в восприятии некоторых моментов правового режима родовых поместий. Однако в процессе работы над ней он выяснил, что некоторые из таких моментов, отдельные элементы и черты предлагаемого режима земли были известны еще в древности (они будут приведены в главе «Экскурс в историю»). Однако некоторая разобщенность, а также незавершенность и непоследовательность проводимых реформ не позволила этим правовым режимам принести ожидаемый эффект.
Могут возразить и то, что на данный момент режима родовых поместий не существует, так как не принят еще соответствующий закон. Однако всегда, прежде чем принять любой закон, необходимо провести обсуждение его основных положений, положительные моменты, ожидаемые от его принятия, пользу для государства и перспективность. Необходимо также изучить передовой опыт, мировую практику решения данного вопроса, взвесить все за и против. Особенность данной работы в том и состоит, что она, возможно, представляет собой первую в своем роде научную разработку на данную тему. И она является незавершенной, так как постоянно появляются новые разработки, мысли и идеи. Эта тема – бесконечна и касается не только сферы права, но и экономики, социологии, медицины, психологии, образования и иных сфер жизни человека, общества, государства. Ее актуальность состоит в том, что процесс по введению данного правового режима в Украине набирает обороты и в скором времени почувствуется необходимость в его законодательном регулировании. К этому времени и необходимо будет представить основные разработки и предложения, анализ и расчет перспективности для государства после его введения.
Целью данной работы является раскрытие правового режима родовых поместий, становление этого режима в Украине и перспективы, ожидаемые от его введения. Для достижения поставленных целей следует выполнить такие задачи:
• раскрыть понятие и суть явления и правового режима родовых поместий;
• отразить общественные процессы, связанные с получением земли под родовые поместья на основе действующего законодательства;
• проанализировать предложения по установлению данного режима земли, в т.ч. на основе разработанного Проекта Закона о родовых поместьях и родовых поселениях;
• проанализировать на конкретных исторических примерах отдельные элементы правового режима родового поместья;
• выявить положительные стороны, перспективы, ожидаемые от широкого распространения данного правового режима земли в Украине (в экономической, духовной и иных сферах жизни народа и государства).
Исходя из названия темы, данная работа разделена на две логические части: раздел первый – «Становление», и раздел второй – «Перспективы». Первый раздел посвящен раскрытию общественных процессов в Украине по созданию родовых поместий, анализу действующего законодательства в сфере земельных отношений, непосредственно связанных с вопросом предоставления земельных участков в собственность. Также дается анализ Проекта закона о родовых поместьях и родовых поселениях, делается экскурс в историю с целью обнаружить в ней отдельные черты данного правового режима. Во втором разделе раскрываются преимущества и ожидаемые положительные сдвиги в разных сферах общественной и экономической жизни человека, общества, государства. Показывается, какие проблемы, стоящие перед государством, можно с успехом решить при помощи введения данного правового режима земли (сохранение здоровья и генофонда украинского народа, проблемы занятости населения, обеспечения продовольственной безопасности и т.п.).
РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПО СОЗДАНИЮ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ И ПОСЕЛЕНИЙ В УКРАИНЕ

Сейчас в Украине происходит процесс объединения общественных организаций и движений с целью создания родовых поместий. При этом под родовым поместьем подразумевается неделимый земельный участок площадью в один гектар, предоставленный семье граждан Украины или одинокому гражданину Украины бесплатно в пожизненное наследуемое владение без права продажи для строительства усадьбы (имения), а также создания и ведения приусадебного хозяйства.
С двадцать третьего по двадцать пятое ноября в Киеве проходил 1 Всеукраинский Съезд общественных организаций по созданию родовых поместий и поселений. На Съезде собрались делегаты из 14 городов Украины, в которых активно разворачиваются общественные процессы по созданию отечественных экологических поселков, состоящих из приусадебных участков площадью не менее 1 га каждый — родовых поместий. На Съезде было предложено внести дополнения в действующее законодательство, согласно которым «Выделить каждой желающей семье или одинокому гражданину Украины не менее 1га земли для создания на нем своего родового поместья. Земля должна предоставляться бесплатно в пожизненное пользование без права продажи, но с правом передачи по наследству. Земля родового поместья и продукция, произведенная в нем, не должны облагаться налогами».
Для реализации проектов родовых поселений общественными организациями в разных городах страны осуществляются поиски земель (как правило — неудобий), на которых начнется восстановление нарушенного экологического баланса. Проживая на этих территориях, люди планируют не только внедрять природосообразный способ ведения хозяйства, но и заботиться об окружающей их поселки территории.
В результате представления региональных программ, на Съезде родилась общенациональная программа "Родинне джерело", которая объединила в себе не только идеи и задачи международного опыта строительства экопоселков (поселений нового типа), но и все достижения, имеющиеся на местах. Так, например: Джанкойская районная общественная организация "Родовое поместье" получила поддержку райгосадминистрации и принимает непосредственное участие в разработке проекта, сметы поселения. Крымская Республиканская Ассоциация "Экология и мир" в лице ученого совета и во главе председателя поддержали проект, приняли решение помочь ему осуществиться и предложили помощь крымских ученых. Тимирязевский (с. Рощица) сельский совет Джанкойского района принял ходатайство ДРОО "Родовое поместье" о выделении членам организации участков для организации поселения.
В Харькове создана некоммерческая ассоциация творцов родовых поместий "Школа Садовников", которая за неполный год существования осуществила ряд подготовительных шагов к тому, чтобы начать создавать свои усадьбы с природосообразным способом ведения хозяйства. Найдено место в излучине реки Северский Донец (бывший артиллерийский полигон), для которого разработан совместно с учеными проект заказника местного значения, а совместно со специалистами "УкрНИИгаз" — типовой генеральный план экологического поселка. Также начата реализация программы "Школа садовников" по социальной реабилитации детей-сирот в экологических поселениях, в которой воспитанники детских домов со школьных лет обучаются навыкам, умениям и знаниям, необходимым для обустройства родовых поместий. Предполагается создание государственной программы по предоставлению земельных участков для создания родовых поместий еще в период пребывания детей в детском доме, чтобы они на каникулах или в выходные дни могли выезжать на них и заниматься их обустройством. Чтобы к тому моменту, когда они достигнут совершеннолетия, у них уже была крыша над головой, свой сад и дом. Эта программа позволит решить проблему бездомности и обеспечения средствами для достойной жизни детей, лишенных родительской опеки.
В г. Житомир оформляется один участок земли до 150 га для поселения, прорабатывается второй участок с участием сельского головы, который будет членом поселения. Также подготавливается проект возрождения брошенного села Тартачок Червоноармейского района.
Киевской городской организацией ''Рідна земля" разработан проект экологического поселения на 450 жителей. С февраля 2001 года ею накапливается база данных по современным энергосберегающим технологиям, альтернативным источникам энергии, рекреационному земледелию. Ведутся переговоры с Кагарлыкской и Бышевской администрациями по вопросу выделения участков земли под создание поселков.
В основе движения «Родинне джерело», лежит стремление многих людей к духовному возрождению и очищению человека и Земли, любовь к природе, к Земле, к себе как частице природы, к людям, к Родине своей. Движение руководствуется Указом Президента Украины «Про заходи щодо розвитку духовності, захисту моралі та формування здорового способу життя громадян», который дает возможность участвовать в поднятии культурного, социально- экономического, патриотического и духовного уровня украинского народа и призывает граждан к действиям. «Малая Родина необходима каждому украинцу» – как считают делегаты Съезда, — «Через нее начинается возрождение Родины большой — нашей единой Украины».
После проведения Первого Съезда общественных организаций было составлено Открытое Письмо Президенту Украины с просьбой содействовать развитию данной Национальной программы как прообраза Национальной идеи, которая сможет возродить Украину. Также были разостланы письма депутатам Верховной Рады, в правительство, в соответствующие министерства и комитеты. Получены ответы лишь от некоторых из них. Так, например, заслуженный лесник Украины, профессор Вакулюк П.Г. отметил в Рецензии, что необходимо всячески содействовать созданию родовых поместий, так как их широкое распространение позволит «залеснить пустыри и неугодья», создать полную сеть лесозащитных насаждений, что возможно только при активном участии общественности. Поэтому, по его словам, «деятельность общественных организаций по созданию родовых поместий заслуживает всяческой поддержки».
Получен также ответ от Головы Народного Руха Украины Г. Удовенко. В своем письме он тоже отметил, что общенациональная программа «Родинне джерело» заслуживает на поддержку. Однако реализовать эту идею, по его словам, «будет непросто», так как возникает много вопросов, требующих законодательного регулирования, «а некоторые предложения будут приняты обществом неоднозначно». Но все же предложил свою поддержку в разработке данного проекта.
Также был получен ответ от Министра экологии и природных ресурсов С. Курыкина. В своем письме он отметил, что общенациональная программа «Родинне джерело» заслуживает на поддержку в целом, но практическая реализация этой программы требует дополнительных социально-экономических, экологических, градостроительных, нормативно-правовых исследований и обоснований. Он также указал на то, что в свое время уже был проведен неудачный социально-экономический и градостроительный эксперимент по созданию коллективных садоводческих товариществ с выделением дачных участков желающим гражданам, и он оказался не очень удачным. Их создание не решило поставленных в эксперименте задач, таких, как организация активного отдыха населения в соединении с выращиванием экологически чистой продукции, сооружения сезонного жилья для летнего отдыха, развития садоводческого дела и т.п. Со временем эти сезонные поселения сами стали в большинстве случаев угрозой для прилегающих территорий. Он также отметил, что при выборе участков для поселений необходимо учитывать Генеральную схему расселения и размещения производственных сил на территории Украины, разработанные схемы планирования областей, генеральные планы населенных пунктов. В связи с этим он предложил как более приемлемый вариант — реанимацию заброшенных хуторов или поселков.
Однако на его утверждение о неудачном эксперименте с дачами можно указать на определенные причины, в силу которых движение по созданию дачных поселков и не могло иметь значительного социального эффекта, какой ожидается от создания родовых поместий. Главные недостатки дачного движения:
Очень маленький участок земли. Это не позволяло ни полностью обеспечить семью всеми необходимыми продуктами питания, ни построить нормальный дом, ни соответствующие хозяйственные постройки.
В подавляющем большинстве случаев сады и дачи рассматривались как дополнение к городским квартирам. Никто не обустраивал дом как основное место жительства. На участок приезжали по выходным, в лучшем случае – жили там во время отпуска. В связи с этим практически нигде не создавалась необходимая для постоянного проживания инфраструктура: школы, больницы, магазины, клубы и т.п.
Общественный транспорт обычно организовывался по остаточному принципу. И добираться из таких дачных поселков или садов утром на работу и вечером домой было практически невозможно. Это приводило к тому, что даже те, кто и хотел бы жить на своем участке, из-за трудностей попадания на работу и обратно вынуждены были отказаться от этого.
Тем не менее, не смотря на недостатки, эти участки сделали свое дело: обеспечили продовольствием значительную часть населения нашей страны, снизили социальную и психологическую напряженность городских жителей, чем предотвратили многие социальные катаклизмы, приблизили людей к Земле. В итоге:
1. Если устранить имеющиеся недостатки дачных и садовых участков Украины, то начнется массовое создание поселений. При этом примут участие достаточно широкие слои населения. Какие либо ограничения при выдаче земельных участков должны быть минимальны.
2. Первое время большинство людей будут продолжать жить и работать в городах. Постепенно, по мере развития соответствующей инфраструктуры в поселениях, все больше людей начнут жить на своих участках постоянно. Но при этом будут сохранять за собой и свои городские квартиры, периодически наведываясь туда. Это будет способствовать снижению плотности населения в городах. В то время, как продажа квартир приведет к тому, что новый жилец оставит плотность населения прежней. Кроме того, наличие городских квартир для многих будет создавать ощущение защищенности: у человека будет место, куда он сможет вернуться в любое время. Это позволит ему действовать более свободно, раскованно, без лишней напряженности и неуверенности в завтрашнем дне, в будущем; более тщательно проработать проект обустройства участка и без лишней суетливости воплотить его в реальность.
3. Со временем, когда люди почувствуют, что их родовое поместье обеспечивает их всем необходимым, в т.ч. деньгами за счет продажи излишков, они начнут оставлять основное место работы в городах. В конце концов, на то, чтобы на участке выросли деревья и кустарники, необходимо время.
4. Те люди, которые предпочтут сохранить прежний образ жизни в городах, могут заниматься поддержанием систем жизнеобеспечения городов. Так как участники общественных организаций считают, что необходим плавный переход к новому образу жизни.
Данные общественные организации занимаются также разработкой общих принципов создания поселения нового типа в виде СНиП (строительных норм и правил), в которых оговариваются общие требования и ограничения. Например, какое должно быть минимальное количество семей в поселении и поблизости, которые будут способны построить и содержать школу и другие объекты общественного пользования для жителей поселения. Или же вопрос о вредных производствах на территории поселения, и должны ли вообще быть производства в нем? И ели да, то какие? Идет также проработка проекта Закона о родовых поместьях, который бы отражал все особенности данного правового режима земель (см. главу 3).
Ведется поиск мест, наиболее удобных и пригодных для создания поселений. В том случае, если это будет заброшенная деревня или хутор, вымирающее село, то на первых порах предполагается использовать его действующую инфраструктуру, что уменьшит затраты на обустройство. Скорее всего, впоследствии это место станет «общественным центром» с магазином, бизнес — центром для предпринимателей, клубом, школой и др. На окраине или неподалеку от поселка планируется разместить мини-завод по переработке мусора.
Вряд ли кто-то захочет использовать уже существующий в деревне дом как место жительства, как родовое поместье. Предпочтение будет отдаваться собственной планировке дома, насаждений, построек. Исключение могут составить жители этой деревни. Остальные возьмут пустой участок, при этом будут временно проживать в брошенных домах или снимать комнаты у жителей деревни, пока не построят свой дом. При выборе хутора или деревни возникает необходимость в наличии вокруг поселения дополнительной территории для расширения уже существующих участков и для формирования новых (до 150-200 га).
Теоретически (условно) процесс создания родовых поместий и поселений можно разделить на три этапа. При этом в точности обозначить временные рамки наступления каждого периода сложно. Во многом это зависит от наступления событий, а не от конкретной даты.
Первый этап – подготовительный. Как и в любом случае внедрения нового в практику, нет необходимости бросаться сломя голову на новое место (как это бывало при строительстве БАМа и других строек века). Следует продумать все до мельчайших деталей, по возможности все предусмотреть (финансирование, проживание, питание и т.п). Иначе можно, не зная, чего хочешь, получить не то, что желал. На этом этапе происходит выявление законов, которых не хватает, а в какие требуется внести изменения, чтобы перейти к следующему этапу.
Второй этап – создание первых поселений. Один из существенных моментов состоит в том, что первые поселения будут экспериментальными, т. е. на них начнется отработка новых методов хозяйствования, новая организация быта. От их успеха или провала зависит во многом переход к третьему этапу. Главная их задача состоит в том, чтобы показать сомневающимся, что подобная форма организации жизненного быта возможна, достаточно эффективна и очень благотворно сказывается на физическом и психическом здоровье человека. На первых порах возможно создание поселков в качестве государственного эксперимента (как при создании в нашем государстве СЭЗ). Это также позволит доказать государству выгодность и перспективность подобного правового режима земель и нового способа хозяйствования. Участки должны брать те, кто чувствует в себе желание, силы, имеет возможность обустроить родовое поместье. На данный же момент у кого-то нет финансов, кто-то сомневается в том, что у него получится все как надо. Кто-то же просто хочет посмотреть, как это получится у других. Последнее повышает важность завершения с положительным результатом этого этапа.
Третий этап – массовое переселение/ преобразование. Переход к этому этапу возможен только после принятия Поправки в Конституцию и Закона о родовых поместьях, который бы предусматривал отлаженный механизм выделения и получения земли для создания родовых поместий и исключал бы в корне негативные влияния со стороны чиновничьего аппарата. Необходимо учесть, что многие городские жители захотят вернуться в родные места, где родились и выросли, и откуда сбежали в поисках лучшей жизни в города. Предпочтут возвратиться и украинцы-эмигранты, ранее переехавшие в иностранные государства на ПМЖ и в поисках работы и не нашедшие там себе места. Поэтому следует заранее позаботиться об их статусе и правах. Определить земельные участки для организации поселений. Возможно даже, что предстоит создание Резервного Фонда специально для подобной категории граждан, чтобы не оставить их без земли.
Сейчас движение находится на первом этапе. И его основной задачей является анализ действующего законодательства для нахождения в нем возможности получить землю в собственность, не дожидаясь принятия Закона о родовых поместьях, чтобы в последующем просто изменить ее статус. Этому вопросу и посвящена следующая глава.
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Общественными организациями изучается ныне действующего законодательство Украины в области земельных отношений с целью получения земли уже сейчас, не дожидаясь принятия поправки в Конституцию Украины и Закона о родовых поместьях (далее – Закона). Его анализ показывает, что получить земельный участок нужного размера для пользования, в собственность или же на условиях аренды вполне возможно, но оно не дает возможности реализовать полностью все требования, которые предъявляются при создании родового поместья с автономным жизнеобеспечением в целом. И это не позволяет сделать движение по созданию поместий массовым. Поэтому одна из главных задач (кроме создания данного правового режима земель) видится в упрощении процесса получения земельного участка для создания родового поместья, чтобы сделать его доступным для большинства граждан Украины. При этом также важно не допустить мошенничества и злоупотребления правом на получение земли для создания родового поместья.
Согласно ныне действующему земельному законодательству, как один из вариантов, в принципе, можно получить один гектар земли бесплатно (или купить в заброшенной деревне или хуторе), в последующем приватизировав его в пределах бесплатной передачи земельного участка в собственность, и распоряжаться им по своему усмотрению. А после принятия соответствующего Закона о родовых поместьях этот земельный участок может автоматически или через особую процедуру изменить свой статус на родовое поместье, о чем следует сделать указание в Переходных положениях или отдельной статье (Главе) Закона и Земельного Кодекса Украины. Во внимание будет приниматься цель получения участка по законодательству – создание родового поместья.
Однако и в этом варианте возникают некоторые трудности и неудобства. Например, на данный момент, вначале выдается 25 соток для постройки дома (приусадебный участок), а когда дом будет построен, выдается земля для ведения личного подсобного хозяйства — 60 соток (по старому Земельному Кодексу). Недостающие до гектара 15 соток можно получить на условиях аренды или купить (после 2005 года). И на каждый из этих участков выдается отдельный документ о праве собственности. Следующим препятствием (или недостатком) является то, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения нельзя высаживать многолетние насаждения и возводить строения и сооружения. Можно садить лишь огородные культуры. Получается, что сажать деревья и строить дом можно лишь на 25-ти сотках. Но многие предусматривают в планировке участка под огород лишь 20-30 соток, а остальное – под лес (30-40 соток, в т.ч. живая изгородь по периметру всего участка), сад (25-30 соток), дорожки (5-8 соток), баню, конюшню, хозпостройки и т.п. (4-6 соток). По действующему же законодательству это пока что, увы, не возможно.
К тому же многие из тех, кто стремиться создать именно родовое поместье, не считают постройку дома делом первостепенной важности. Они хотят вначале заложить сад, огород, лес, плодово-ягодные насаждения, аллеи, пруд – то есть все сразу распланировать на одном гектаре земли. А потом, пока будут подрастать деревья, человек построит дом (а может землянку или вовсе без дома обойдется – на его усмотрение). И когда уже он будет построен, собственник сможет переехать в него жить – не на пустырь, а в уже подросший и приносящий плоды сад. Чтобы как-то выйти из данной ситуации, те граждане, которые планируют получить земельный участок, договариваются с местным сельсоветом о том, что тот нарежет им 25 соток, при этом оставив для расширения причитающиеся по закону 60 соток, но только после постройки дома. Для того, чтобы в будущем избежать подобных неудобств, необходимо предусмотреть в Законе и Уставах соответствующих поселений возможность получения участка одним наделом сразу и право (а не обязанность, как это получается при нынешнем законодательстве) постройки дома в любое удобное для жителя поместья время, в любом месте, а, возможно, и вовсе обойтись без его постройки.
В соответствии со статьей 79 Нового ЗК, «Земельный участок — это часть земной поверхности с определенными границами, определенным месторасположением, с определенными в ее отношении правами». Право собственности распространяется в пределах земельного участка на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, которые на нем находятся. Право собственности распространяется также на пространство, которое находится над и под поверхностью участка на высоту и глубину, необходимую для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений. То есть, по сути в собственности может находится и лес, и водный объект. Но возникают некоторые проблемы, о которых будет сказано ниже.
Обращает на себя внимание статья 205 Главы 35 нового ЗК: «Экономическое стимулирование использования и охраны земель», которое включает в себя: «1. предоставление налоговых и кредитных льгот гражданам, которые совершают за собственные средства меры, предусмотренные общегосударственными и региональными программами использования и охраны земель; … 3. освобождение от платы за земельный участок, который пребывает в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния в соответствии с государственными или региональными программами; …».
Не приемлемее ли будет предоставление льгот и при использовании земельного участка родового поместья? Ведь никто лучше, чем его хозяин, не будет о нем заботиться, восстанавливать плодородие земли. И необходимо, чтобы эта возможность была гарантирована навечно, а не на срок, как при аренде, так как в этом случае человек будет делать не только для себя, но и для своих детей. Иначе потеряется стимул для ухаживания за участком, для его облагораживания.
Привлекает также внимание Глава 17 нового ЗК «Добрососедство». В статье 103 говорится о том, что собственники и землепользователи земельных участков должны выбирать такие способы их использования в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам и землепользователям соседних земельных участков причиняется меньше всего неудобств (затенение, задымление, неприятные запахи и т.п.). В ст. 105 предусматривается, что в случае проникновения корней и веток с одного участка на другой собственники и землепользователи земельных участков имеют право обрезать корни этих деревьев и кустов, если такое проникновение является препятствием в использовании земельного участка по целевому назначению. Каждый из соседей имеет право требовать ликвидации деревьев, стоящих на общей границе земельных участков. Это требование исключается, если деревья служат межевыми знаками и в зависимости от обстоятельств не могут быть заменены другими межевыми знаками. Статья 109 закрепляет, что деревья, которые стоят на границе соседних земельных участков, а также плоды этих деревьев принадлежат собственникам этих участков в равных долях.
Согласитесь, это чем-то напоминает попытку депутатов решить извечную проблему межевых знаков, которую описал в своем бессмертном произведении «Кайдашева семья» Иван Нечуй-Левицкий. Сколько споров было о земле, о границах огорода, о груше и ее плодах… Сколько крови они попортили друг другу. И пусть даже соседи будут самыми лучшими друзьями, но в один момент они могут превратиться в непримиримых врагов из-за споров, чье это дерево, чьи плоды, кто кому мешает и т.п.
Целесообразнее будет предусмотреть в Законе и Уставе поселения, что при планировке поселения должно быть расстояние в 5-7 метров между земельными участками (как минимум). Это позволит избежать подобной ситуации, а точнее – в корне ее истребить, а также позволит свободно ходить друг к другу по тропинкам между участками. Отпадет также надобность в правовом режиме земельного сервитута как такового. Ягоды с живой ограды будут оставаться у их хозяев, а не «делиться поровну». Кто сможет точно определить урожай и равные доли каждого из соседей? Чужая часть всегда кажется больше своей. Ветки и корни деревьев не будут мешать соседям, не будут затенять их участки и насаждения на них. А между участками можно будет посадить цветы, разбить клумбы. Это будет нести дополнительную эстетическую и экологическую нагрузку, а также сохранит нервы соседей.
К тому же подобная планировка позволит сберечь и восстановить земли. Традиционное ведение сельскохозяйственных работ вредно для земли. А наличие живого забора по периметру участка, леса, сада автоматически исключает использование тяжелой сельскохозяйственной техники, вспашку и культивацию земли, которые разрушают структуру почвы, буквально спрессовывая ее своим весом, разрушают ее плодородные горизонты, воздушные каналы. Их наличие также позволяет создать естественную экосистему, которая сама себя обслуживает, сама себя удобряет. Ведь не секрет, что опавшие листья и веточки являются лучшим удобрением для земли. И если не тревожить естественную подстилку в саду и лесу, высокий урожай гарантирован.
Кроме того, известно, что лесополосы – это средство устойчивого земледелия, экологической стабильности. Они охраняют почву от оползней, эрозии, образования оврагов. «Защитное лесоразведение обеспечивает экологическую, продовольственную и другие виды безопасности, включая демографическую, так как создает комфортный ландшафт.» Поэтому принимается множество постановлений о защитном лесоразведении. Но они выполняются неудовлетворительно. Выделенных средств на восстановление лесополос явно недостаточно, но зачастую и они не поступают в соответствующие бюджеты, не выделяются из них. От этого даже разработанные и одобренные проекты не действуют. Лесополосы выжигаются, вырубаются, горят от засухи и вследствие этого их площадь неуклонно сокращается.
Как отметил заслуженный лесник Украины, профессор Вакулюк П.Г., «необходимо активное участие общественности в деле восстановления лесозащитных насаждений». Однако будет мало принять законы или указы. Так как это потребует дополнительных и больших средств государственного бюджета. Целесообразнее будет предоставить владельцам родовых поместий право сажать на своем участке лес, живую ограду по собственной планировке, пользоваться плодами, которые они принесут. Все столь необходимые лесозащитные и многие другие экологические мероприятия будут проходить уже за их счет, а не за счет бюджета. Один только этот факт показывает выгоду для государства от введения данного правового режима земли.
Однако в этом плане у людей, желающих создать родовое поместье по действующему законодательству, возникает проблема. И причиной является положение Лесного Кодекса, согласно которому лес не мог находиться в собственности граждан. Все леса являются собственностью государства (ст. 6 ЛК). Можно лишь взять в постоянное пользование отдельный участок лесного фонда площадью до 5га, если они входят в состав угодий сельского (фермерского) хозяйства или могут предоставляться гражданам со специальной подготовкой.
Однако новым Земельным Кодексом предусмотрено право иметь в собственности до 5 га леса (вероятно, уже существующего). При этом следует учесть, что правоотношения в области лесного пользования не относятся к ведению земельного кодекса. И, пока не будут приняты соответствующие изменения в Лесной Кодекс (как специальную норму), данная норма ЗК будет носить лишь декларативный характер. Но почему бы самому не посадить этот лес и не ухаживать за ним? И не распространить право собственности, а точнее – право пожизненного владения — на лес, посаженный своими руками.
Такая же ситуация несоответствия наблюдается и в отношении водных объектов. Ранее запрещалось иметь их в собственности. Однако с 1 января 2002 года вступил в силу ЗК, по которому земли водного фонда могут пребывать и в частной собственности, а «гражданам… по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления можно бесплатно передавать в собственность замкнутые природные (естественные) водоемы общей площадью до 3га. Собственники на своих земельных участках могут в установленном порядке создавать … искусственные водоемы» (ст.59 ЗК). В этой норме видится выход в ситуации с созданием пруда на территории родового поместья. Однако и это положение Кодекса останется лишь декларацией, до тех пор, пока не будут внесены соответствующие изменения в Водный Кодекс как специальную норму.
Государство еще не определилось в своем отношении к процессу создания родовых поселений. Отсутствует терминология, соответствующие законы, регулирующие механизм получения и использования земли родовых поместий. В законодательстве вообще отсутствует подобное целевое назначение земли. В силу вышесказанного видится необходимость предусмотреть в статье 2 старого ЗК (ст.19 нового ЗК) новый статус земель: «для создания родового поместья» и «для формирования инфраструктуры родового поселения». Необходимо также внести соответствующие изменения в такие законодательные акты:
1. Конституция Украины;
2. Налоговый Кодекс Украины;
3. Гражданский Кодекс Украины;
4. Земельный Кодекс Украины;
5. Водный Кодекс Украины;
6. Лесной Кодекс Украины;
7. Закон Украины «О государственной пошлине»;
8. Закон Украины «О плате за землю»;
9. В соответствующие Законы и нормативные акты по льготам по налогу на землю, на имущество, на доходы физических лиц, при наследовании подового поместья;
10. Законы о государственной регистрации недвижимого имущества и некоторые другие нормативные акты.
В связи с этим возникает необходимость формирования государственной программы в направлении создания родовых поместий, предусматривающую создание соответствующей законодательной базы и разработки механизма реализации и предоставления земли в разных регионах нашей страны. Так как сейчас необходимые положения о лесных насаждениях, о статусе земли, об искусственных водоемах и праве на них разбросаны по отдельным кодексам поресурсного законодательства, возникает необходимость собрать их воедино в соответствующем, специальном Законе о родовых поместьях и все это в нем предусмотреть.
Поскольку процесс создания закона требует много времени, решено не откладывать этот вопрос и незамедлительно приступить к разработке соответствующего Закона. Определенные наработки в этом плане уже существуют. Им и посвящена следующая глава.

ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ЗАКОНА О РОДОВЫХ ПОМЕСТЬЯХ

Сейчас идет процесс создания проекта поправки в Конституцию Украины и Закона о родовых поместьях. Преимущественно на основании разработок россиян с учетом условий в нашем государстве. На данный момент написано 4 главы, остальные находятся в стадии разработки (см. Приложение 2). До этого необходимо будет принять поправку в Конституцию Украины, ее проект также уже составлен (см. Приложение 1). Ведется работа по созданию продолжения и окончания Закона. В целом же, думается, что режим родовых поместий будет единым для всех государств. В понятие «родовое поместье» люди будут вкладывать один смысл: участок земли, на котором на века создается прекрасный сад потомкам. Поэтому вряд ли особо будут различаться тексты Законов в разных государствах. В последующих пунктах работы будет дан краткий анализ Проекта Закона о родовых поместьях и родовых поселениях (далее – Проекта).

§1. ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Согласно ст. 1 Проекта: «Родовое поместье — неделимый земельный участок площадью в один гектар, предоставленный семье граждан Украины или одинокому гражданину Украины бесплатно в пожизненное наследуемое владение без права продажи для строительства усадьбы, а также создания и ведения приусадебного хозяйства». То есть, земельный участок предоставляется уже существующей семье или совершеннолетнему одинокому гражданину Украины. Правовой режим пожизненного наследуемого владения позволит предупредить возможные злоупотребления со стороны лиц, желающих нажиться на продаже земли, т. к. пожизненное владение – это уже не собственность. Его нельзя продать, заложить, обменять на что либо иное, чем другое родовое имение в установленных Законом случаях. На этом земельном участке пользователь имеет право строить усадьбу (имение) по индивидуальной планировке (высаживать сад, лес, огород, клумбы, рыть пруд и т.п.) и только передавать по наследству. Нельзя иметь более одного родового поместья на одну семью, но можно иметь другие земельные участки, предоставленные для ведения хозяйственной или иной деятельности (например, сельское хозяйство, предпринимательская деятельность, частный заповедник и т.п.).
Статья 2 Проекта определяет, что родовое поселение – это группа близко расположенных родовых поместий, владельцы которых объединены в общее некоммерческое партнерство для совместного обустройства родовых поместий и обеспечения проживания в них, содержащая также земельные участки, необходимые для организации инфраструктуры поселения и обеспечения проживания в родовых поместьях. То есть, в состав родового поселения входят родовые поместья отдельных владельцев и земельные участки для создания соответствующей инфраструктуры, административных, образовательных, медицинских, культурных, спортивных, подсобных и иных общественных объектов и учреждений. Запрещается организация на территории родовых поместий и родовых поселений промышленных и иных производств, вредных для естественной природной среды и человека. Необходимо будет предусмотреть в Уголовном Кодексе Украины и соответствующих нормативных актах штрафные и иные санкции к нарушителям данной императивной нормы в целях предупреждения и пресечения подобных действий. А также для восстановления экологического равновесия путем компенсации причиненного вреда. Средства будут направляться в природоохранные мероприятия непосредственно в бюджет поселения, в полном объеме.
В поместье могут проживать сразу несколько семей из разных поколений (прадед, дед, отец и мать, дети, внуки, правнуки и др.) — Род. Поэтому в статье 3 Проекта предусматривается, что допускается совместное владение одним поместьем с общего согласия всех его владельцев и с общего согласия общего собрания членов соответствующего поселения, если это предусмотрено его уставом. При этом ни в коем случае не допускается разделение поместья на части! Даже в случае развода, получения его в наследство, в судебном порядке. Так как необходимо сохранить его в целости. С этой целью в Проекте предусмотрены отдельные нормы по наследованию (см. ниже §1.3).

§2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ

В статье 4 Проекта идет перечисление категорий граждан Украины, имеющих право на получение земельного участка для создания родового поместья. Это семья граждан Украины (в т.ч. неполная) и одинокий гражданин Украины (неженатый мужчина, незамужняя женщина, совершеннолетние дети, не вступившие в брак). При этом передача земли осуществляется бесплатно. При выделении участков из Государственного лесного фонда вводятся ограничения на виды пользования и вырубку леса согласно действующему законодательству.
Родовое поместье может быть получено четырьмя путями. Первый путь. Если уже существует некоммерческое партнерство родовых поселений, то гражданин вступает в него путем подачи заявления в Совет родового поселения и вступает в его члены (ст.7, 8). При этом Совет родового поселения или общее собрание его членов вправе отказать в приеме новых членов поселения и выделении им земельного участка в случаях, предусмотренных уставом данного поселения. Отказ может быть выражен в письменной форме с обоснованием причин отказа. Но в любом случае, отказ не обжалуется в судебном порядке, т.к. органы власти не имеют права вмешиваться во внутреннюю жизнь и деятельность поселения. В соответствии со ст.11 Проекта, после предоставления земельного участка некоммерческому партнерству все вопросы о выделении, перераспределении и изъятию участков на территории данного поселения решаются самими членами поселения в соответствии с уставом.
Можно даже отметить в Законе, что «в состав земель родового поселения включаются все земли, которые находятся в границах, установленных для него в порядке землеустройства и пребывают в ведении родового поселения. Использование земель родового поселения совершается в соответствии с проектом детальной планировки и застройки данного населенного пункта, предложенного некоммерческим партнерством до получения земельного участка и выделения его в натуре на местности» (по аналогии со ст. 65 старого Земельного кодекса Украины). При этом земли общего пользования некоммерческого партнерства жителей родового поселения пребывают в их полном ведении (см. ст.11 Проекта). Это земли, занятые защитными лесополосами вокруг поселения, дорогами, проездами между участками, строениями и сооружениями общего пользования (школы, магазины и т.п.).
Все эти операции регистрируются в установленном порядке в соответствующих органах государственной регистрации. Возможно, необходимо будет предусмотреть, что документы о праве пожизненного владения не требуют нотариального удостоверения, достаточно будет особой процедуры регистрации в соответствующем органе. Можно предусмотреть, что вопросами регистрации будет заниматься некоммерческое партнерство, а граждан можно будет освободить от уплаты государственной пошлины и денежных средств за оформление и регистрацию документов. По новому Земельному Кодексу Украины (далее – ЗКУ) государственная регистрация прав на земельный участок регулируется статьей 202. Следовательно, в эту статью в будущем следует внести дополнение или же соответствующую поправку.
Если обобщить сказанное, то для получения земли этим путем до выделения участка создается некоммерческое партнерство со своим Уставом. Далее, оно должно заказать проект детального плана поселения, желательно уже прикрепленного к определенной местности. Определяет его площадь. Потом оно обращается в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением о выделении земельного участка для создания родового поселения и предоставляет детальную планировку участка. Орган местного самоуправления не вправе отказать ему в этом.
Второй путь. Земельный участок можно получить из фонда перераспределения земель, находящихся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления, который не вправе отказать в выдаче земельного участка, для создания родового имения, если это не нарушает законные права других землепользователей и землевладельцев. Исключением является случай, когда данная семья, один из членов семьи или одинокий гражданин Украины уже являются владельцем другого родового поместья (можно проживать в любом поместье, но главное — не являться при этом его собственником). Таким образом, это может быть и отдельно расположенный земельный участок, без всяких коммуникаций и инфраструктуры. В дальнейшем, если к этому участку присоединятся другие поместья, то их владельцы могут сформировать новое родовое поселение и получить участки для создания соответствующей инфраструктуры, зоны отдыха, мест общего пользования и т.п.; а также принять свой Устав (ст.8). Необходимо предусмотреть в последующих главах, какое должно быть минимальное количество родовых поместий для того, чтобы считать их поселением.
Третий путь. Можно создать поместье из земель, которые находятся в собственности граждан. При этом следует учесть, что, если участок является собственностью гражданина, то при смене его статуса на землю родового поместья, это право теряется и участок становится пожизненным владением с правом наследования. При недостаточности земли, находящейся в собственности, необходимая площадь будет добавляться до 1га (если есть возможность расширения и не нарушаются права иных землевладельцев). Эта норма введена в связи с тем, что сейчас многие граждане приобретают землю в собственность с тем, чтобы в последующем (после принятия Закона) сменить их статус на родовое поместье. Возможно, процедура переоформления земельного участка будет упрощенной.
Четвертый путь. Поселение можно создать на основе уже существующего населенного пункта с его последующим расширением за счет прилегающих территорий, если это не нарушает права других землепользователей (ст.9). В этом случае вопрос о выделении земельного участка должен быть в обязательном порядке согласован с жителями данного населенного пункта. Если на общем собрании жителей данного населенного пункта более половины совершеннолетних жителей высказалось против выделения земельного участка данному некоммерческому партнерству, то в выделении земельного участка для создания родового поселения должно быть отказано. Если более половины совершеннолетних жителей данного населенного пункта высказались за выделение земельного участка данному некоммерческому партнерству, то органы местного самоуправления не вправе отказать в выделении земельного участка для создания родового поселения.

§3. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

В случае, если семья граждан Украины или одинокий гражданин Украины решили изменить место жительства, то они вправе отказаться от родового поместья. Отдельно расположенный участок в этом случае возвращается в фонд перераспределения земель и может быть предоставлен другому владельцу/пользователю. Участок, расположенный на территории родового поселения, переходит в распоряжение соответствующего некоммерческого партнерства и может быть предоставлен для создания родового поместья другому владельцу в соответствии с уставом данного родового поселения (Ст.12 Проекта).
В этом случае гражданин имеет право получить другой участок в другом месте. При этом он может сам подыскать нового владельца родового поместья, которому он пожелает его передать (возможно, даже одному из членов семьи, пожелавшему остаться). От пользователя в этом случае требуется только подача заявления в соответствующие органы. Никаких дополнительных согласований для передачи права владения родовым поместьем новому владельцу не требуется. В случае, если родовое поместье расположено на территории родового поселения, то новый владелец участка должен быть сначала принят в члены родового поселения в соответствии с уставом данного родового поселения. Передача права владения родовым поместьем, расположенного на территории родового поселения, не члену данного родового поселения, запрещается. Бывший владелец вправе получить с нового владельца денежную компенсацию за насаждения и постройки на территории участка.
Необходимо предусмотреть также возможность оставить данный участок в случае переезда в другое место в наследство своим несовершеннолетним детям. В этом случае он будет закреплен за ребенком до достижения им совершеннолетия. В дальнейшем последний в течение трех лет будет обязан решить судьбу данного участка и либо переехать в него жить, либо вернуть в фонд перераспределения земель, либо в фонд земель данного поселения, либо оставить в наследство уже своим детям. Конечно, это может привести к тому, что участок будет переходить по наследству, но не обрабатываться. Поэтому следует продумать это впредложение детальнее (ст.15 Проекта).
В статьях 16-18 Проекта решается вопрос наследования участков. По общему правилу, право наследования родового поместья осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом Украины. Однако имеются и свои существенные особенности. В случае, если наследник родового поместья сам уже является владельцем другого родового поместья, то он обязан в течении трех лет с момента наступления права наследования принять решение об отказе от одного из родовых поместий. При этом он вправе найти нового владельца одного из родовых поместий и передать право владения участком в соответствии со статьей 14 данного закона. В том числе он вправе передать право наследования родового поместья своим несовершеннолетним детям, за которыми в этом случае сохраняется право наследования до наступления их совершеннолетия.
Если в течении трех лет наследник родового поместья, уже являющийся владельцем другого родового поместья, не примет решения об отказе от одного из них или передаче этого права новому владельцу родового поместья, то отдельно расположенный участок (преимущественно – передаваемый по наследству) возвращается в фонд перераспределения земель, а находящийся на территории родового поселения переходит в ведение соответствующего родового поселения.
В статье 17 Проекта предусмотрено, что, если имеется несколько наследников родового поместья, то они вправе вступить в совместное владение данным родовым поместья без разделения его на части по взаимному согласию, а также с согласия общего собрания членов родового поселения, если родовое поместье расположено на территории родового поселения и это предусмотрено уставом данного родового поселения.
Если наследники родового поместья не могут самостоятельно решить вопрос о том, кому из них переходит право наследования родового поместья, и они не желают (или не могут) вступить в совместное владение родовым поместья, то право наследования получает: тот из наследников, кто в данный момент проживает в родовом поместье, из них тот, кто родился в данном родовом поместье, из них самый младший из родившихся в нем.
Это сделано потому, что, как правило, взрослые братья и сестры в состоянии сами создать себе поместье, а младшему надо в это время где-то жить и расти. Чтобы не получилось, что младший из наследников будет выброшен на улицу. В остальных случаях, если наследники не могут решить вопрос о наследовании родового поместья в течение трех лет, отдельно расположенный участок возвращается в фонд перераспределения земель, а находящийся на территории родового поселения переходит в ведение соответствующего родового поселения. То есть, и в данной норме прослеживается стремление сохранить участок неделимым, так как в противном случае он потеряет свое целевое назначение и свою суть. И станет совокупностью дачных участков, лоскутков земли, а не единым целым.
Если наследники родового поместья не достигли совершеннолетия и не могут вступить во владение данным родовым поместьем, то право наследования данного родового поместья сохраняется за ними до наступления совершеннолетия. Если право наследования передано в соответствии со статьей 17 данного закона младшему из наследников, то остальные имеют право проживать в данном родовом поместье до наступления его совершеннолетия (ст.18), а потом выбывают из него, если не достигнут согласия о совместном проживании в нем. Можно договориться об их проживании до той поры, пока не будет завершено строительство дома и обустройство участка на новом месте.
В статье 19 решается вопрос о передаче права владения родовым поместьем в случае развода одному из супругов или их детям. Так, в случае развода бывшие супруги вправе сами решить вопрос о передаче кому-то из них права владения родовым поместьем с добровольного согласия обеих сторон. В случае, если бывшие супруги не могут самостоятельно решить вопрос о передаче права владения, то право владения родовым поместьем передается тому из родителей, кто берет на воспитание детей. Если у семьи отсутствуют дети, либо обязанности по воспитанию детей разделены между родителями, то право владения родовым поместьем передается тому из супругов, кто владел им до вступления в брак.
В остальных случаях право владения родовым поместьем передается женщине (т.е. женщина ставиться практически в более привилегированное положение по сравнению с мужчиной, т.к. ей, в силу своих физиологических и иных особенностей, труднее самой обустроить поместье). В случае развода и разделения детей для дальнейшего воспитания между родителями, все дети сохраняют право наследования данного родового поместья. В случае, если после развода родитель, не получивший права владения существующим родовым поместьем, взял новый участок и создал новое родовое поместье, то право наследования нового родового поместья получают только те дети, которые проживали с данным родителем в новом родовом поместье, родились в новом родовом поместье, а также дети, не проживавшие в новом родовом поместье, кого владелец нового родового поместья явно укажет в завещании.

§4. ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ДЛЯ СОЗДАНИЯ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ

Статья 20 Проекта предусматривает, что участок, предоставленный семье граждан Украины или одинокому гражданину Украины для создания родового поместья, может быть изъят в случаях:
• если владелец участка не приступил к его освоению в течение более 3 лет,
• если участок не используется по назначению в течение более 5 лет,
• в случаях, предусмотренных статьями 16 и 17 данного закона.
В случае изъятия отдельно стоящий участок возвращается в фонд перераспределения земель, а находящийся на территории родового поселения переходит в ведение соответствующего родового поселения. При этом не решен вопрос о судьбе участков, ранее пребывавших в собственности гражданина и впоследствии превращенных в родовое поместье. Видится, что в этом случае участок теряет свой статус родового поместья и вновь становится обычной собственностью с вытекающими отсюда последствиями.
Если владелец родового поместья исключен из членов родового поселения, либо вышел из его состава по собственному желанию, то он лишается права владения родовым поместьем, расположенным на территории данного родового поселения и соответствующий участок переходит в распоряжение данного родового поселения (статья 21).
Участок, предоставленный для создания родового поместья, может быть изъят у его владельца в случае, если на его территории организованы производства, наносящие вред окружающей природной среде и человеку (статья 22). В этом случае следует предусмотреть административную и уголовную ответственность за нарушение экологического законодательства. Участок, предоставленный семье граждан Украины или одинокому гражданину Украины для создания родового поместья, не может быть изъят у владельца, если он используется по назначению (владелец участка проживает на территории родового поместья, использует его территорию для выращивания продуктов питания, либо для отдыха) и владелец данного участка не нарушает настоящий закон, а также устав родового поселения и не исключен из членов родового поселения, когда участок входит в состав родового поселения.
Органами управления любых уровней не может быть принято иных документов и законов, которые бы расширяли и дополняли возможности по изъятию родовых поместий (статья 23). Любые изменения и дополнения в настоящий закон, касающиеся изъятия родовых поместий, могут быть внесены только в случае их утверждения всеукраинским референдумом граждан Украины (статья 24).

§5. ИНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРАВОВОМУ РЕЖИМУ РОДОВОГО ПОМЕСТЬЯ

Предлагается также определение родового поместья как «земельного участка, находящегося в собственности у данной семьи или гражданина, служащий для постоянного проживания семьи и обеспечения ее продуктами питания. Размер родового поместья не менее 1га и не более 1,5 га». В этом случае внимание акцентируется на цели создания родового поместья: обеспечение семьи продуктами питания и местом постоянного проживания.
Вопросы налогообложения решаются так. Как известно, государство является социальным институтом, который стремится контролировать процессы, происходящие в стране. Оно дает им свою оценку, закрепляя в законодательстве отношение к ним. То есть любые процессы вызывают ответную реакцию государства на них. Если это положительные начинания, несущие пользу для него (создание СЭЗ, туризм и т.п.) – оно предоставляет льготы, нормами права содействует их развитию, применяет санкции к лицам, нарушающим или препятствующим их нормальной деятельности. Если же процесс приносит вред, негативные последствия (терроризм, коррупция) – оно осуждает их путем принятия законов, введения санкций, и тем самым противодействует их распространению. К некоторым процессам оно относится нейтрально, оставляя их регулирование на усмотрение сторон, граждан.
Одним из механизмов подобного регулирования и своеобразной реакцией государства на явления, происходящие в нем, является налог, одной из главных функций которого является функция стимулирования развития отдельных сфер или же уменьшения производства и деятельности в сфере, вредной или невыгодной государству. Тем самым оно создает ориентиры для их развития или свертывания. Это находит выражение в применении механизма льгот, изменении объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы и т.п. Причем налоговая льгота может быть выражена в полном освобождении налогоплательщика от начисления и уплаты налога.
Поскольку родовое поместье по своей природе будет являться государственной гарантией достойной жизни семье, то ни земля, ни имущество, ни продукция, выращенная и произведенная в нем, не должны облагаться никакими налогами (!). То есть земля родового поместья не должна быть объектом налогообложения. Земельный участок должен выделяться гражданину или переходить по наследству бесплатно и увеличивать, а не уменьшать свободу человека. Владение родовым поместьем не должно автоматически обременять человека необходимостью уплаты налогов. И при получении родового поместья от государства или по наследству, он не должен получить проблему и головную боль: «Как же теперь за это заплатить?». Государство обязано гарантировать, что не отберет родовое поместье у человека за неуплату налогов на него. Необходимо подарить своим гражданам это право.
Ведь государство практически ничего не потеряет от подобного решения вопроса с налогообложением. Пусть фермер, владеющий хоть 700га земли, оформит 1га как родовое поместье и не платит налог только с него. Да и сельские жители, и дачники, скорее всего, не переедут жить в родовое поместье, следовательно, они будут платить налог с земли, со своих огородов и приусадебных участков и государство получит свою долю средств для пополнения бюджета. Однако все дело в том, что огородные участки и дачи не в состоянии, в отличие от родового поместья, обеспечить семью всеми необходимыми продуктами питания без постоянного вложения огромного труда, а, следовательно, не могут являться гарантией на случай нетрудоспособности. Родовое же поместье за счет большей площади, наличия многих дикорастущих плодовых растений (см. доводы в главе о продовольственной проблеме) будет продолжать производить продукты и при длительном отсутствии за ними привычного в нашем понимании ухода. Без подкормки химическими удобрениями, частого полива растения могут снизить урожайность, но за счет природной сбалансированности будут продолжать плодоносить, как бы одичав. При этом вкусовые качества продуктов улучшаться, приближаясь к диким, лесным растениям.
Имущество родового поместья – дом, постройки, зеленые насаждения, домашние животные — не должны являться объектом обложения налогом на имущество. Конечно, многие «новые украинцы» воспользуются этой лазейкой, построят замки, обнесут дорогим забором. Но должны ли эти несколько тысяч случаев по стране тормозить такой важный и значимый процесс для граждан нашей страны? Для недопущения подобных моментов можно ограничить необлагаемую базу определенной, достаточно низкой суммой – например, рыночной стоимостью кирпичного дома площадью в 120-150 кв.м в данном регионе. А дом большей стоимости или площади пусть облагается налогом на имущество по полной стоимости. «Нового украинца» вряд ли прельстит иметь такой дешевый дом ради экономии копеек на налогах, да и одного гектара может показаться мало. Поэтому можно предусмотреть, что и дополнительная площадь земли будет облагаться по полной ставке земельного налога.
Продукция, выращенная и произведенная в родовом поместье, и средства от ее реализации не подлежат налогообложению и не учитываются в составе доходов физического лица при заполнении декларации о доходах физических и юридических лиц. Родовое поместье, по сути, будет являться личным подсобным хозяйством. Продукция будет производиться, в основном, для личного потребления. Однако часть продукции может быть продана. Такой вид деятельности может служить и основным источником дохода семьи, и все равно не облагаться налогом. Это также будет являться существенной гарантией государства гражданину от безработицы, безденежья и голода, так как он будет безвозмездно обеспечен элементарным средством производства – землей — и сможет получать определенный доход.
Получение родового поместья





Вернуться в «Обоснование идеи о родовом поместье»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей