Тайный смысл русских сказок

Возвращение истории и культуры прародителей своих, а также их образа жизни, обрядов, праздников. В том числе, организация и проведение мероприятий, направленных на возвращение обрядов и праздников, способных возродить культуру прародителей своих. Принятие на государственном уровне праздников (в том числе, "День дачника и праздник всей Земли").
Аватар пользователя
Вячеслав Богданов
Учасник iнiцiативної групи
Сообщений: 1143
Зарегистрирован: Вс сен 04, 2005 3:48 pm
Откуда: родовое поселение Благодатные родники, Одесская обл.
Контактная информация:

Тайный смысл русских сказок

Сообщение Вячеслав Богданов » Чт апр 05, 2007 10:36 pm

Светлана Курячая

Тайный смысл русских сказок
Может быть, в них зашифрованы сокровенные знания, которые нам ещё предстоит понять...

С самого раннего детства нам рассказывают сказки. Ребёнок живет в мире волшебства, фантазии, пытается понять, где добро, а где зло. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Может, в сказках зашифрованы какие-то знания, которые нам ещё предстоит узнать?
К сожалению, у нас сложился традиционный подход к слушанию сказок как к просмотру телевизионной программы: послушал, поразвлекался - ушёл и забыл. На самом деле сказки складывались для того, чтобы они обдумывались, осмысливались и делались определенные выводы. Недаром Пушкин сказал: "Сказка - ложь, да в ней намек..."
С этой точки зрения нужно подходить к русской народной сказке. И еще учитывать народные традиции - когда эти сказки складывались, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни, т.е. читать их тем языком, на котором они были изложены. Мы же читаем сказку с наших позиций. А ведь некоторым сказкам по семь-десять тысяч лет!
Сказки все наполнены метафорами, образами. Нужно еще уметь понимать эти метафоры. Чаще мы не знаем, что за каждым образом стоит. Наверное, благодаря этому в сказках сохраняется то изначальное, что в них было заложено. Не понимая, люди не вносили свои интерпретации, а передавали все как было. Читая сказки, мы должны помнить, что у древних славян жизнь представлялась бесконечной, в форме замкнутого круга, где не было ни начала, ни конца. Поэтому и смерти не было навсегда. Душа возвращалась в теле ребёнка.

«Колобок» и «Репка» - астрологические сказки
Сказки детям необходимы, осо¬бенно народные. Маленькие дети это интуитивно чувствуют, хотя, может, и не могут их расшифро¬вать. Но на психику сказка ложит¬ся, как зерно в подготовленную почву. Только родителям нужно помнить, что сказка должна соот¬ветствовать возрасту. Если в ран¬нем детстве прочитать про Бабу Ягу, то ребенок испугается и будет бояться ее всегда.
Начинать нужно с детских ска¬зок про колобка и репку. Как гово¬рят исследователи, сказки «Коло¬бок» и «Репка» — астрологичес¬кие сказки. Они — о Луне, которая вначале превращается в месяц, а потом — наоборот.
Помните сказку «Колобок»? Оказывается, в первоначальном варианте каждое животное отку¬сывало от колобка по кусочку. Так круглая луна становилась все мень¬ше и меньше. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка осталась одна горбушечка. «Ам» - и она исчезла...
«Репка» — о том же самом, только в обратном направлении. Месяц постепенно превращается в полную луну. Ребенок начинает фантазировать: глядя на небо, он представляет себе колобка или репку. Окружающий мир для него становится сказочным.
К астрологическим относятся также сказки «Петушок — Золо¬той гребешок» и «Заюшкина из¬бушка». В первой говорится о сме¬не дня и ночи. Петушок — это сол¬нышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к сол¬нышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправдан¬но далек, т.е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его.
В «Заюшкиной избушке» детям ненавязчиво рассказывается о смене времен года. Лиса — зима, заюшка — лето. Зайчик за помо¬щью обращается к разным живот¬ным, которые в жизни без труда могли бы победить лису. Но по¬беждает петушок-солнышко, кото¬рого очень боится лиса-зима.
«Курочка Ряба» — сказка для взрослых. Ее лучше читать не де¬тям, а взрослым. Курочка снесла золотое яичко. Его случайно раз¬била мышка. Почему плачут дед и баба, ведь они сами хотели его разбить, да не смогли? Дело в том, что яйцо оказалось пустым. Яйцо является прообразом всего живо¬го на Земле. Это символ беско¬нечности жизни, потому что без смерти нет возрождения. Яйцо должно было быть полным, мир должен быть наполнен. Курочка успокаивает стариков: «Я снесу вам яичко другое — не золотое, а про¬стое, т.е. жизнеспособное, из ко¬торого возродится жизнь.

Кто такая Баба Яга?
Большинство сказок — вол¬шебные. Главная героиня в них — Баба Яга. Помните, какая она? Страшная, злая, косматая, нос — в потолок врос, слепая, у нее кос¬тяная нога, в ступе летает, поме¬лом след заметает, живет в дре¬мучем лесу, в избушке на курьих ножках, у избушки нет ни окон, ни дверей, забор вокруг из костей и черепов, детей жарит, на лопате их в печь пихает. Жуть да и толь¬ко. Но здесь все не так просто. Образ Бабы Яги нужно рассматри¬вать с учетом народных традиций, народного мировоззрения. Вот что из этого получилось.
У Бабы Яги волосы косматые, косы расплетены. В культуре древ¬них славян распущенные волосы — связь с потусторонним миром; еще косы расплетались у умершей женщины. Баба Яга, видимо, умер¬шая. Костяная нога — умершая так давно, что тело истлело. Нос в потолок врос. Видимо, в доме у нее очень тесно. Летает Баба Яга в ступе, которая очень похожа на колоду, прообраз гроба. След за собой заметает помелом. Раньше был обычай: когда покойника вез¬ли на санях в последний путь, за ним заметали санный след, чтобы не вернулся в мир живых. Почему летает? Потому что мертвые не ходят, их носят. И душа летает. К тому же Баба Яга ничего не ви¬дит, у нее нет человеческого зре¬ния. «Фу-фу, — говорит, — рус¬ским духом пахнет!» Но у нее дру¬гое зрение — она видит будущее. По всему видно, что Баба Яга — умершая женщина. Живет она в избушке на курьих ножках. Рань¬ше у славян был обычай: после смерти человека, когда душа еще не определилась, ей нужно было жилище определить. Для этого де¬лали ритуальную куколку, домик для нее ставили на срубленное дере¬во. Вот вам и избушка на курьих ножках. Корни очень похожи на куриные ноги. Избушка без окон и дверей — мертвым они не нужны. Есть только вход, куда кладут под¬ношения. У северных народов до сих пор сохранился такой обычай. Василиса Прекрасная нашла у Бабы Яги столько еды, что десяте¬рым не съесть. Значит, она была не простая умершая, раз у нее мно¬го подношений.
Многие ученые настаивают на том, что Баба Яга — божествен¬ная сущность, прародительница рода человеческого. К ней приходят за советом. Иван-царевич полу¬чает волшебные дары, Ва¬силиса Прекрасная после по¬сещения избушки Бабы Яги находит себе мужа-царя и способность совершать вол¬шебные действия. Она ткет необыкновенную ткань, шьет необыкновенные рубашки.
Есть народная мудрость, что за любым знанием мы должны обращаться к пред¬кам. А предки находятся где? С точки зрения народной культуры, — в потустороннем мире. Баба Яга является как бы главой этого потусторон¬него мира. То есть, чтобы получить какие-то знания, нужно обращаться в потус¬торонний мир. Иначе говоря, к опыту предков, что и делают сказочные герои. Не случайно во многих сказках есть камень у до¬роги. Положительный герой обя¬зательно выбирает ту дорогу, где он умрет. Опять метафора — он уходит в мир предков, где и полу¬чает все дары. Вывод таков: толь¬ко тот, кто соблюдает традиции, обращается к мудрости предков, об¬ретает все блага на Земле.
Об этимологии слова «Баба Яга». Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным ба¬бам поклонялись многие народы. Бабой называли жени после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже озна¬чает домового, главу рода. «Яга» — огнь — огонь. Был глагол «ягать». Это особый крик, в кото¬ром концентрировалась вся энер¬гия. Ягали охотники, роженицы. То есть, Баба Яга была главная ма¬терь, которая знала все. Сейчас посажу на лопату — и в печь!
И не такая уж она была страш¬ная, как кажется. Взять хотя бы сказку «Гуси-лебеди». В перево¬де с санскрита гуси-лебеди — души умерших, которые сопровождают праматерь. Это они унесли братца Иванушку Бабе Яге. Там она хоте¬ла его изжарить. На самом деле нет сказки, где бы Баба Яга жари¬ла детей, она только хочет это сде¬лать. Но существовал замечатель¬ный обряд — перепекание боль¬ного ребенка. Бабка-повитуха кла¬ла ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачива¬ла в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тес¬то отдавала собакам. Ребенок выз¬доравливал. Точно так же в рус¬ской народной сказке про Бабу Ягу. На наш взгляд, страшно. Но если смотреть с точки зрения культуры, то Баба Яга из отрицательного персонажа превращается в поло¬жительный, в целителя. Оказыва¬ется, она передает жизнь ребенку через свое умение и через печь, которая тоже в древней культуре была сакральным предметом, та¬ким женским началом. Все стано¬вится с ног на голову. Баба Яга абсолютно положительный герой. Она просто хотела перепечь Ива¬нушку и здорового вернуть людям.

Иван — да не дурак
Почти в каждой сказке есть Иван-дурак, который и не дурак вовсе, а поумней любого умного. Откуда такой герой взялся, и что здесь подразумевается? Считает¬ся, что Иван-дурак, лежащий на печи, — это русский народ, кото¬рый желает, чтобы на него все с неба упало. На самом деле все со¬вершенно не так. Ученые считают, что слова «дремучий лес — дре¬мать — дурак» — однокоренные, обозначающие измененное созна¬ние, другое понимание, другое ми¬ровосприятие. Дремучий лес — другой мир, мир мертвых — там другие знания, ведь и Баба Яга живет в дремучем лесу. Дремать — человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании.
Дурак, с точки зрения народ¬ной культуры, обладает особенным знанием, знает волшебное слово. Но приобретает он его из потусто¬роннего мира, мира предков. Вот и Емеля лежит на печи до поры до времени. Он не распыляется, про¬живает жизнь несуетную, накап¬ливает знания. В итоге все и полу¬чает!

Cказки для подростков
Считалось, что волшебные сказки — для подросткового воз¬раста, для тех, кто собирается в недалеком будущем заводить се¬мью. В сказках все заканчивается свадьбой, потому что дальше не¬интересно, предсказуемо. Расска¬зывается главное — как человек проходит определенные стадии, как ответственно относится к свадьбе, показывает знание обря¬да, умение обращаться к опыту предков. Если все условия выпол¬нены и соблюдены — семья будет счастливой.
Василиса Прекрасная сходила к Бабе Яге, обрела мудрость, кото¬рая необходима для замужества. Она заранее все знает, предвидит. Наткала ткань, подарила её (не продала!) с помощью старушки царю, сшила рубашку. Раньше ру¬башку шила только невеста свое¬му жениху, при этом она запира¬лась в комнате, чтобы никто не вошел, потому что исполняла оп¬ределенный ритуал, вышивала зна¬ки, заговоры, которые притянут к ней царя. В итоге — свадьба и счастливая жизнь.
Мы должны знать свою народ¬ную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней. К сожа¬лению, многие негативно относят¬ся к термину «язычество», не по¬нимая, что дохристианская культу¬ра была очень богата своими тра¬дициями, обрядами, песнями, сказ¬ками, народной мудростью. И по¬мните слова Юрия Лотмана: «Куль¬тура — это атмосфера, которую со¬здает народ для собственного вы¬живания».
Светлана Курячая
(материал взят из газеты «ТД», № 13, июль 2006 г.).





Вернуться в «Возвращение обрядов и праздников, способных возродить культуру прародителей своих. Принятие на государственном уровне праздников»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей