Живите проще

Преобразование городов, социального и общественного строя
Аватар пользователя
Вячеслав Богданов
Учасник iнiцiативної групи
Сообщений: 1143
Зарегистрирован: Вс сен 04, 2005 3:48 pm
Откуда: родовое поселение Благодатные родники, Одесская обл.
Контактная информация:

Живите проще

Сообщение Вячеслав Богданов » Чт авг 30, 2007 12:11 pm

Живите проще!
"Неумелое увлечение плодами цивилизации
нарушает равновесие природы".
Т. Хейердал


Что - то уж очень суетливой, замороченной становится наша жизнь. Давно подмечено, какая непутевая, глуповатая, ничтожная эта суета. Здесь и опрометчивая спешка, и тщета стремлений, и бесполезность помыслов, и ничтожность, и вздорность. И не так просто избавиться от этой круговерти. Ты от суеты за реку, а уж она - на берегу. Ты от нее, а уж она перед тобой.

И это - в старое доброе время. Что же говорить о нашем - сногсшибательном, умопомрачительном, сумасшедшем времени! И все же... Все больше людей ищут выход; кто в перемене образа жизни, места, занятий, а кто и в радикальном отшельничестве. В США через этот эскапизм - уход от благ цивилизации - началось целое массовое движение "добровольной простоты". Хоть и до этого наблюдалось немало примеров бережливости, экономии, рационального выбора. По всему видно, что и нам не избежать в чем - то подобного. Хорошо бы не повторять чужих ошибок, не погрязнуть в поисках своего особого пути.

Конечно, портит людей не только квартирный вопрос, как это в свое время отмечал М. Булгаков. Еще большее помутнение ума несет погоня за "золотым тельцом". Но тогда, в годы большевистского "Великого перелома", скорее даже - перемола, "Великого террора", приспособленчества и выживания, некогда было задумываться о смысле бытия. Сейчас время тоже не самое благоприятное для философствования - куда идти? Может, не поздно притормозить, одуматься? Но, кажется, сама жизнь заставляет отказаться от самоубийственного супервооружения, самозагрязнения, самоудушения.

Насилие, чрезмерная погоня за богатством, деньгами - счастья не приносят. Истина избитая, банальная, но с трудом воспринимаемая. Сейчас наметились какие - то признаки перемен, хотя бы в том же движении "опрощения". Это не призыв к бедности. Более того, богатство, особенно обретенное праведно, кропотливым трудом, не развращает (как это зачастую делает власть!). Сколько примеров того, как сверхобеспеченные люди становятся трудоголиками, самозабвенно посвящают себя изобретательству, наукам, искусству. Более того, люди, имеющие "сбережения", капитал, свой бизнес, становятся, как правило, рачительными, бережливыми хозяевами. Как говорится, денег на ветер не бросают. Это относится как к отдельным особям, так и к целым странам.

Опрощение и упрощение - слова одного корня, созвучные, как будто мало отличимые... Есть ли между этими понятиями разница? В историческом плане полагалось, что опрощение - это как бы растворение среди простолюдинов (опрощаться - в переводе на английский язык - to adopt "the simple life"). А упрощение (simplification) и вообще считалось "обеднением", "снижением сложности" и даже "вульгаризацией" (vulgarisation или oversimplification). Но вот когда мир захлестнули проблемы экологические, социально - психологические, демографические, то эти понятия сблизились. И теперь, применительно к отдельному человеку, они все больше означают внутреннюю простоту (inner simplicity), за которой следует согласие, лад, мир с самим собой, а значит, и с окружающими.

Одному из нас пришлось вдоль и поперек проехать США. На свежий взгляд, тем более с экологическим "прицелом", многое прямо - таки поражало. Американцы почти поголовно обеспеченные люди и высокой зарплатой, и сверхнадежными пенсиями. Известно, какое обилие там овощей и фруктов, насколько низкие на них цены. И при этом бросается в глаза бережливость населения, а кое - кто из городских жителей занимается выращиванием овощей на балконах, на небольших клумбах возле коттеджей, на приспособленных крышах небоскребов. В стране немало обществ огородников, ассоциаций по пересылке семян, товариществ по обмену аграрным опытом.

Конечно, есть и неимоверные издержки сверхиндустриального общества. Это прежде всего проблема отходов.

В Нью - Йорке туристам предлагают новый необычный маршрут в Стейтен - Айленд. Не в какую - нибудь новую художественную галерею суперавангардного искусства или музей роботов и чудес техники, а на крупнейшую в мире городскую свалку... Конечно, она поражает своим разнообразием: здесь не только несметное скопление бутылок, проводов, изношенных шин, бытовых приборов, холодильников, кондиционеров, автокузовов, но и "последнего слова" радиотехники - видеомагнитофонов, компьютеров, средств космической связи. Зрелище поразительное, для кого - то не лишенное экзотичности и живописности, но для многих, понятно, удручающее. А организаторы "индустрии туризма", чтобы еще усилить ошеломляющее впечатление, приводят такое сравнение. Попав в Каир, что бы вы хотели посмотреть? Правильно, прежде всего знаменитые пирамиды и, в первую очередь, прославленную каменную гробницу Хеопса. Так вот, нью - йоркская свалка по своему объему в 25 раз превышает эту пирамиду Хеопса. Чем не новое "чудо света"? Правда, весьма печальное. И оно, возможно, даст пищу для размышления и тому, кто его увидит и прочтет о нем. Американская "витрина" издержек современной цивилизации, как ничто, заставляет искать решение проблемы.

Примечательно, что движение "добровольной простоты" идет не от чьих - то предначертаний, а рождено самой жизнью. Как у больного, который пережил кризис. После него обостряется восприятие мира, приходят мысли с бесконечной ценности простой возможности дышать полной грудью, ходить, плавать, общаться, любить...

Над чем задумались американцы?

Очевидно, не случайно именно в Америке проживает самый полный, самый ожиревший человек на планете - массой свыше 400 кг! Более наглядного свидетельства чрезмерности, излишества, невоздержанности, кажется, и не придумаешь. Впрочем, есть, есть еще подобные впечатляющие иллюстрации. Это свалки и мусорки. В них, кроме отходов, упаковок, старья, сосредотачивается столько добротных полезных вещей, что невольно напрашивается мысль: для чего же так много тратится времени, пота, а то и крови? (Хотя и то правда, что в ряде мест США все же упорядочивается утилизация и повторное использование якобы отслуживших свое вещей.)

Не доверяясь только эмоциям, всегда оперативные дотошные американские социологи обратились к статистике. Оказалось, что 82% опрошенных граждан США отдают себе отчет в том, что потребляют гораздо больше, чем им нужно. И не просто признавались в бездумном накопительстве, в призрачном культе излишеств и денег, но и пришли к действенному решению - изменить жизненные ценности. За один 1995 год 28% американцев стали добровольно зарабатывать меньше, сократили покупки, расходы, отказались от погони за модой.

Эта тенденция к упрощению стала заметна еще с конца 80 - х гг. Причем в самых разнообразных сферах жизненных потребностей. Не строить или покупать новые дома, а ремонтировать старые. А главное - меньше зарабатывать, меньше "горбатиться", потеть в офисах и больше уделять времени своим ближним, детям, спорту. Причем одному из наиболее простых и доступных - ходьбе. Для того, чтобы идти "апостольскими стопами", не надо дорогой экипировки. А по современным понятиям уменьшение суеты намного сокращает количество стрессов. И в этих же целях - проповедуется не приобретать все новые и новые вещи, а использовать старые, модернизируя их, ремонтируя и реставрируя, чтобы они до конца "отслужили" отведенный им человеком ресурс. Ведь реклама и средства массовой информации оказывают на людей постоянное давление, истощают эмоционально и опустошают кошельки. И они покупают то, без чего, поразмыслив, вполне могли бы обойтись. А ненужное барахло, в свою очередь, становится на пути развития личности.

И еще примечательная особенность: в подобную переоценку ценностей включились люди отнюдь не старшего поколения, а те, которым нет еще сорока. По определению социологов, в этой "потребительской контрреволюции" со вступлением в новый век, новое тысячелетие, примет участие значительное количество молодежи. Впрочем, подрастающее поколение и раньше бунтовало против культа богатства, погони за деньгами. Вспомним уход в хиппи, секты, бродяжничество.

Американцы вообще склонны к частой перемене места жительства - в среднем каждая семья переезжает в другой город через 3 - 5 лет. Постоянные переезды в поисках лучшей работы, жилья, климата, отдыха. А что такое переезд? По одному из определений - это когда половину вещей не знаешь куда деть. На новом месте легче и дешевле все купить, чем обременять себя сборами, упаковкой, перевозкой. И нажитые вещи не берутся с собой, а свозятся на ближайшую свалку. На задворках одноэтажного жилья в Калифорнии приходилось видеть много еще годных к употреблению вещей - обувь, кухонные принадлежности, кнопочные телефонные аппараты, наборы ножей и даже энциклопедию из нескольких десятков томов. Таков круговорот вещей по - американски.

Сейчас "движение добровольной простоты" становится более массовым и, главное, более осознанным. При этом наличие свободного времени оказывается мерой богатства и свободы всего общества. Дело даже не столько в богатстве, сколько в спасительном душевном равновесии и экологическом самосохранении.

Нью - Эйдж: новое время или образ мышления?

Сторонников нового движения еще называют нью - эйджевцами, а само движение Нью - Эйдж (New Age - новый век). Вот их программная установка: "На самом деле все очень просто. Мы должны жить, постоянно работая над собой, раскрывая свои таланты и способности и создавая все условия для нашего духовного роста. То есть решать экономические, экологические и социальные проблемы и таким образом делать мир гармоничнее. Во имя себя, тех, кто нас окружает, и наших детей. Нью - эйджевцы - это те, кто понимает, что у всех нас общая судьба" (Д. Спэнглер "Нью - Эйдж").

А вот как они сами отвечают на вопрос, кто такие нью - эйджевцы.

Это:
o люди, знающие, что сначала надо быть довольным самим собой, а потом уже другими;
o люди, бережно относящиеся к своему телу, развивающие интеллект и духовные качества, чтобы обрести целостность и гармоничность;
o люди, которые предпочитают одолевать свои собственные вершины, нежели карабкаться на чужие;
o люди, умеющие быть свободными, чтоб творить свою жизнь.

По - разному приходят в среду этих подвижников, но все становятся опрощенцами. Один из них - Джон Роббинс, сын главы самой крупной в мире фирмы по производству мороженого "Баскин - Роббинс". Он понял, что хочет жить совсем по - другому. Он отказался продолжать дело отца и ушел из дома родителей вместе с женой и сыном. Сейчас живет в сельской местности, в доме, построенном своими руками. Обстановка в нем очень простая, минимум необходимых вещей - нет даже кофеварки, не говоря уже о микроволновке. В еде тоже никаких излишеств: тарелка проращенных зерен - одно из основных блюд в семейном рационе. Роббинс занимается проблемой питания и экологии, основал неправительственную организацию "Защита Земли" (Earth Save). Большую популярность ему принесла книга "Диета для новой Америки", в которой он выразил идею о том, что изменение политики в области питания может оздоровить нацию. Это тоже одна из установок нового движения.

Другая сторонница опрощения - Элайн Сент - Джеймс, решив избавиться от многого лишнего в себе и в окружающем, сократила подписку на газеты и журналы, реже стала смотреть телевизор, старалась свести к минимуму физические, психические и эмоциональные раздражители, проникавшие в дом извне. Ее девизом стало: "Творите простоту, а не аскетизм". Она настолько "вошла в роль", что стала убежденной проповедницей нового образа жизни и даже написала любопытные книги со многими практическими советами. Наибольшую известность среди них приобрела брошюра "Будьте проще". Вот некоторые из ее наиболее удачных и приемлемых, на наш взгляд, положений.
o Замедление темпа жизни помогает выявлению внутренней сущности человека.
o Пусть войдет в привычку получать пользу от всего, что вы делаете.
o Важнее определить, в чем мы не нуждаемся, чем то, в чем мы нуждаемся.
o Очень помогает достижению внутреннего равновесия, когда несколько дней проведешь в "убежище", причем с отключенным телефоном, телевизором и радио, не реагируя на звонки в дверь, даже с остановленными часами - пусть время течет естественно.
o Нарушение привычного распорядка помогает нам оставаться восприимчивыми к новому.
o Научитесь видеть себя со стороны, отстраняться. Проигрывать неприятные моменты, но при этом ваше "Я" должно быть сторонним наблюдателем.
o Освободитесь от своей "привязанности" к имуществу! (При пожаре, эвакуации осознаешь, сколько накопилось всякого барахла, без которого вполне можно было бы обойтись. Вам нужно только то, что вы сумеете за 30 минут упаковать и погрузить в машину.)
o Слишком много делая и слишком много имея, мы оказываемся не в состоянии радоваться тому, чего мы действительно хотим в жизни, не в состоянии быть самими собой.
o Чтобы услышать, что происходит в нашем внутреннем мире, мы должны максимально оградить себя от внешних влияний.
o Каждый человек от природы наделен внутренней способностью к исцелению самого себя.
o В каждом присутствует творческое начало... Упрощение жизни позволяет высвободить время для нащупывания своего основного стержня. Учиться быть творческим человеком и учиться быть самим собой - две стороны одной медали.
o Умейте освобождаться от ненужных уз.
o Учитесь слушать свой внутренний голос. Полагайтесь на интуицию.
o Умейте ничего не делать. Такие минуты нужны. В природе это запрограммировано. Сознание должно быть ясным, но не активным. После болезни становишься как бы обновленным.

О заборах, жизненном пространстве и широте души

Несмотря на ощущение и охранение своего жизненного пространства, в Америке все же не отгораживаются неодолимой стеной от остальных. Не только высокие стены, но и низенькие, чисто декоративные заборчики там встретишь редко. Газоны, часто с фигурной или модельной стрижкой, - вот они и определяют территорию участка. В Вашингтоне, к примеру, лишь два здания в ограде - Белый дом - резиденция президента и посольство, недавно еще советское, но до сих пор окруженное чугунной мрачной решеткой. Без заборных ограждений, видимо, проще общаться друг с другом. А американцы, как известно, народ общительный. Они, конечно, "забарахлились" больше нас, а вот в отсутствии ограждений, чугунных, решетчатых, уж не говоря о бетонных, заокеанская нация продвинулась к упрощению жизни дальше, чем мы.

Но это не значит, что у американцев все напоказ, нараспашку. Частная жизнь - не за высокими заборами, а за стенами самого дома, на заднем дворе, за занавесками и шторами. К отделке дома прилагаются немалые художественные и материальные усилия, и грех это прятать от людей. Ведь, в конце концов, мы и одеваемся, и ведем себя, и строим дома, чтобы выразить свою индивидуальность. Такие рассуждения приходилось слышать от американцев не раз.

Если же и встречаются в Америке заборы, то из панцирной сетки. Впрочем, через нее, за густой зарослью кустов, мало что увидишь. Такого разнообразия проволочных заградительных узлосплетений, в том числе и колючую проволоку, как в бывшем Союзе, здесь обнаружишь разве что в музеях. Зато на каждом шагу встречаются таблички: "Частная собственность - не проходить" и даже со строгим предупреждением: "Нарушители будут привлечены к ответственности и подвергнуты штрафу". Все это "прайвеси" - емкое слово, значащее гораздо больше, чем просто частная собственность. В нем и личное, и индивидуальное, и даже интимное, одним словом, святое.

Все американцы стремятся иметь не просто квартиру в городском многоэтажном здании, а свой дом - с окружающим его пространством. Это - их жизненное пространство, такое же неприкосновенное, как и прочая частная собственность. Здесь можно свободно прогуливаться, выращивать что угодно, выражать себя как заблагорассудится и разбивать площадки для детских игр. Дети могут резвиться и кричать без ограничений, не нарушая чьего - либо покоя. Это ли не приближение к природе, не стремление вырваться из городского однообразия и стандарта.

Но, может быть, общее у нас - это ощущение пространства? А значит, и тяга к природе, к земле, к простоте, которая быстрее всего проявляется среди всего земного, что было до нас и, будем надеяться, останется после. Идет ли это от больших просторов наших стран или от каких - то исторических особенностей... как знать? Не будем навязывать своего мнения. Одно ясно: и американские пионеры, и русские землепроходцы вложили в формирующуюся нацию тягу к неизведанному, желание заглянуть за горизонт, расширить фронтир, то есть границы заселенных земель.
"Зарубки" старые и новые

Человечество придумало изрядное количество совершенно никому не нужных вещей, вроде зонтика с двумя рукоятками или пилюль от сглаза. Как здесь не вспомнить того восточного мудреца, который ходил по базару и все восклицал: "Как я счастлив! Как я счастлив!" А когда его спросили, почему он так считает, мудрец ответил: "Я чувствую себя счастливым, потому что вижу, как много на свете вещей, без которых я могу обойтись..."

Но, похоже, австралийские текстильщики бьют все рекорды по абсурдным безделушкам: не так давно в магазинах Сиднея и Мельбурна появились ароматизированные шнурки для ботинок. Казалось бы, абсолютная бессмыслица. Но когда запах шнурков сочетается с ароматом любимого одеколона - это может настраивать на приподнятое жизнеощущение. Бессмыслица, в которой есть какая - то пикантность. Впрочем, может быть, жизнь стоит наполнять смыслом другими путями?

Отчего погибли сибариты? Они не знали предела в стремлении к комфорту. Оберегая себя от шума, устилали улицы соломой, первыми додумались применить ночные горшки и изобрели много других удобств. Жители древнегреческой колонии оставили людям не только свое нарицательное имя, но и назидание. Изнеженный, окруженный роскошью человек обречен.

Самодостаточная материальная культура, в рамках которой окружающая природа воспринимается лишь как средство для удовлетворения своих потребностей, порождает человека - бездуховного, с накопительскими устремлениями, безоглядно стремящегося к комфорту и всяческим благам. При безмерных потребностях многократно увеличивается и нагрузка на природу. Не одна цивилизация ушла в небытие в результате даже локальных конфликтов с окружающей природой (Древний Вавилон, государство майя). Сейчас же речь идет уже о глобальном экологическом кризисе. Некоторые ученые, как например академик Н.Н. Моисеев, говорят даже о кризисе культуры, кризисе цивилизации. Ведь человечество только органических отбросов производит в 2000 раз больше, чем вся остальная биосфера, способность которой к самоочищению далеко не безгранична.
Тот же академик Н.Н. Моисеев писал: "Загрязнение духовного мира, вытеснение из него светлого, не побоюсь сказать, божественного начала рождает необходимость изучать описанные явления. Все это в целом часто и обоснованно называется экологией цивилизации (или экологией культуры)..." Значит, упрощение жизни, внедрение системы каких - то запретов, в более широком смысле переход на новые биогеохимические циклы, в конце концов диктуется экологией человека, его эволюцией и выживанием.

Мир, созданный на потребу жадным хамам, по словам М. Волошина, "продешевившим дух за радости комфорта и мещанства", обречен. Увеличение числа материальных потребностей, обогащение - могут продолжаться до бесконечности, это путь в никуда - тупик и деградация. Благополучие и сытость, усыпление духа, исчезновение высоких устремлений - вот удел сибаритствующего человечества. Машинная цивилизация во имя мещанских ценностей подавляет культуру, развиваются лишь ее техногенные разновидности, при этом личность деградирует, а человечество из общества свободных индивидуумов превращается в стадо.

Ныне, став геологической силой на планете, не умеряя своих эгоистических наклонностей, человек может стать разрушительным фактором для биосферы и всего живого. А ведь еще величайший мыслитель XX в. В.И. Вернадский предупреждал, что мощь человека должна быть "связана не с его материей, но и с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом".

Движение "добровольной простоты" - это то новое из забытого старого, чем так богат человеческий опыт. На память приходит Диоген со своей "жилой" бочкой и со своими последователями - киниками. Причем проповедовали они не только необходимость сведения потребностей к минимуму, но и идеи всеобщего единения, мирового гражданства. К упрощению, самоограничению призывали и Будда, и Иисус. Не обошлось и без издержек при похвальном ограничении в страстях и потребностях. Вплоть до аскетических постов, отшельничества, подавления плоти. Но крайности, как известно, сходятся. И жизнь продолжается не только в усложнении, ужесточении, но и самоосознании. Словом, "упрощенцы" Нового Света, не ограничивая себя национально - религиозными, классовыми и расовыми "пережитками", пришли к Добровольному Спасительному Выбору. В этом помогала и помогает серьезная литература и популярные брошюры, листовки и проповеди, наконец заразительный пример ближнего.

Все не так сложно. Стоит только полюбопытствовать, постараться понять, попробовать. И для облегчения начала предлагаются конкретные рекомендации, заповеди, "первые шаги", "ступени":
o 1. Не делайте долгов - это уже независимость.
o 2. Покупайте только самое необходимое, не пренебрегайте вещами б/у (бывшими в употреблении).
o 3. Выбрасывая из дома хлам, не заменяйте его новым.
o 4. Не покупайте новой вещи, пока не пришла в негодность старая.
o 5. Переезжайте из роскошного жилья в более скромное.
o 6. Не стремитесь накупать подарки к праздникам - открытка, письмо, книжка с сердечным поздравлением может стать не менее приятным знаком внимания, чем дорогое подношение.
o 7. Самая значительная роскошь - это роскошь человеческого общения.

Небезынтересно вспомнить и заповеди наших далеких предков.
o Власть над собой - высшая власть.
o Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - уже доход.
o Избыток пищи мешает тонкости ума.
o Печка пучит, а дорожка учит.
o Лучше не долюбить, чем перелюбить, лучше не договорить, чем переговорить.

Словом, как заметил наш веселый соотечественник: "Если хочешь быть счастливым, будь им!"

Ростки нового мировоззрения

Несколько лет назад в Центральном Доме художника на Крымском валу в Москве демонстрировалась выставка танцующего металлолома - "скульптур" (если можно так назвать эти конструкции) известного художника из Швейцарии Жана Тэнгли. Все было создано из бросового материала. В Базеле, например, установлены его машины - фонтаны из собранных со свалок металлических предметов, колес, трубок и шлангов. Все эти элементы, соединенные самым абсурдным образом, производят одни и те же бессмысленные движения, визжат, пищат, брызжут. В одну из машин вмонтировано сиденье трактора, которое, опускаясь вниз, зачерпывает воду из бассейна. Однако через множество дырок в нем вода стекает обратно в бассейн, символизируя сизифов труд. Посетители иронично улыбаются из - за поразительного сходства этой "деятельности" механизмов с подчас бесплодной деятельностью самого человека...

Концепция произведений Тэнгли - отходы производства и потребления, заставляющие задуматься о смысле жизни. Фонтан с сиденьем трактора напоминает наш, российский экономический расточительный механизм. И "скульптуры" бросают вызов обществу бессмысленного неразумного потребления...

Но постепенно пробиваются ростки "нового мироустройства" с его щадящим экономным режимом расходования ресурсов и полезных ископаемых. Оно предполагает и бережное отношение к вещам, и разумное, рачительное использование энергии, и заботу о чистоте воздуха. Конечно, потребительскую психологию переломить трудно. Но уже сейчас на уровне государственных программ в разных странах в сознание людей внедряется мысль о конечности ресурсов планеты, а значит, и о необходимости их рациональной эксплуатации.

Во многих городах мира, в силу их географического положения и неразвитости общественного транспорта, сложилась перенапряженная ситуация с парком частных автомобилей (в некоторых семьях их имеется по несколько штук). Из - за этого, например, Лос - Анджелес, Мехико, Афины, Бомбей признаны самыми загазованными городами в мире. В каждой стране по - своему решают эту проблему. В Афинах, например, просто запрещено иметь два автомобиля, и за этим строго следит налоговая инспекция, а для автовладельцев установлены ограничения: машины с нечетными номерами могут выезжать на улицы только в нечетные дни. В Лос - Анджелесе плакаты вдоль дорог призывают не ездить в одиночку, а подсаживать в салон соседа, попутчика, знакомого. Немаловажен и материальный стимул: если доставляешь пассажира, то многие дороги для тебя бесплатны.

Все эти начинания могут стать эффективными, когда приобретут массовый характер. Но откажется ли человек от привычного ему комфорта ради призрачного, как кажется многим, благоденствия в будущем? Пессимистов среди экологов хватает, но планетарная ответственность, экологическое сознание могут переломить ситуацию.

Против чрезмерного вещизма, коммерциализации выступила недавно группа канадских граждан. Свою кампанию они проводили перед Рождеством, призывая воздерживаться от всяких покупок, в том числе рождественских подарков. Авторы идеи суточного моратория на приобретения рассчитывали, что их примеру последуют более ста тысяч граждан в самой Канаде, а также в США, Австралии, Британии, Японии и других странах. Впервые же "День без покупок" был объявлен пять лет назад. И на подобный протест людей толкнуло не только "товарное опошление" светлого праздника Рождества, но и, в целом, неприятие ненужных вещей, бесцеремонно вторгающихся в жизнь человека.

Замусоривание информационного пространства - особая проблема. Обилие рекламной продукции, тиражирование развлекательно - однодневного чтива, переполненный теле - и радиоэфир, компьютерные средства коммуникации обрушивают на человека Эвересты информации. А это та же энергия, для получения которой расходуются земные ресурсы!

И вот уже появляется противодействие всепроникающему телевидению. Вначале оно было домашним университетом. Потом же это чудо, по словам создателя телевизора В. Зворыкина, стало чудовищем, жертвы которого бесчисленны. За сутки оно пожирает миллиарды человеко - часов. В Америке все громче раздаются голоса тех, кто доказывает, что долгое сидение у телевизора разрушает человеческие связи, душевное общение, теплые отношения, отнимает время и гасит самостоятельность мышления. Жизнь без "голубого экрана", или, как чаще его называют, "ящика для идиотов", по крайней мере, с минимальным его использованием - тоже из девизов движения "добровольной простоты". Недавно в Соединенных Штатах закончилась неделя "Америки, свободной от телевидения", - эксперимента, проведенного общественной организацией, носящей такое же название. Основатель организации Генри Лэболм, ни разу в жизни не купивший ни одного телевизора, заявил, что эта неделя дала возможность американцам наконец прислушаться и услышать друг друга, а также рассказать о своей жизни без посредников.

"В первый день я думал, что умру. Но затем понял, что телевидение - пустая трата времени. Оно тебя заколдовывает", - признавался один из участников этой кампании. После ее завершения, а она охватила многие штаты, жители бостонского пригорода Бедфорд пришли к общему выводу: "жизнь без телевидения интереснее". Болельщики местной бейсбольной команды "Ред сокс", например, вместо того, чтобы наблюдать за ее игрой по телевидению, устремились на стадион. Правда, некоторые американцы, прежде всего преподаватели и родители, поддержали неделю не из - за протеста против низкого качества или аморальности телепрограмм, а "просто, чтобы проверить на опыте - можно ли просуществовать семь дней без телевидения". Оказалось, все не так просто, и главная трудность выпала на долю родителей, не знающих, чем занять детей, как заполнить их досуг. Спасением для многих стало чтение книг. Выяснилось, кстати, что без телевизора пресловутая пропасть между поколениями не столь уж и глубока: вакуум удавалось заполнять семейным диалогом. (Как тут не вспомнить Экзюпери, по которому самая большая ценность - это роскошь человеческого общения.) И хотя вся акция не была массовой - из 275 миллионов американцев в ней приняли участие всего 12 тысяч человек - она возымела свое действие и показала пример многим.

В Америке создано два весьма оригинальных клуба по интересам: "Ленивые картофелины" и "Содружество недоброжелателей телевидения". Существуют они как бы в борьбе друг с другом, а в связи с этим и заседания проводят совместно. "Картофелины", например, предлагают портативные телевизоры, вмонтированные в солнцезащитные очки. Все, что скажут оппоненты, обсуждается, протоколируется, а затем отсылается в газеты. А к этому добавляются еще и серьезные рассуждения о вреде телевизоров для глаз, нервной системы, психики. Не обходят вниманием и низкий художественный уровень телесериалов, и последствия от фильмов ужасов. Ради шутки члены клуба организуют кампании добровольного выбрасывания телевизоров через окна квартир на улицу, И нужно сказать, сотрудничество этих клубов породило множество серьезных эссе и даже медицинских статей.

Ученые считают, что телевидение формирует противоестественную визуальную среду, в которой вынужден находиться человек. Компьютерные заставки, оформление интерьера студий, цветовая гамма каналов, "сегментированный" экран, мгновенная смена кадров и планов, спецэффекты, неестественные звуки - все это в совокупности может негативно влиять на человека. Подобные аудио - и видеоэффекты создают среду, которая качественно отличается от всего того, что входит в эволюционный опыт человечества, наработанный в ходе развития его зрительных и слуховых анализаторов. Так называемые "агрессивные аудиовизуальные поля" могут крайне плачевно отразиться на здоровье телезрителя. Изучением таких негативных полей занимается новое научное направление - видеоэкология.

В ходе исследования механизма зрительного восприятия было обнаружено, что движение глаз нарушается в случае, если вокруг много однотипных геометрических фигур, параллельных прямых, клеток, сетчатых рисунков, "горошка", концентрических окружностей, одним словом, человек находится в неблагоприятной визуальной среде. Отрицательное влияние оказывают также и однотонные плоскости, так называемые гомогенные зоны. Когда человек видит множество одинаковых объектов двух диаметрально противоположных цветовых диапазонов, например, параллельные черные полосы на белом фоне (так называемую "тельняшку"), зрачок начинает ненормально дергаться. Он вынужден непрерывно фиксировать переход "белое - черное", "черное - белое", внимание при этом расфокусировано, головной мозг постоянно "обстреливается" световыми импульсами. Длительное разглядывание такой картинки приводит к утомлению, головным болям, раздражительности, стрессам.

Количество же контрастных, полосатых, клетчатых фонов и объектов на экранах всего мира растет из года в год. Иначе и быть не может - монотонные передачи не удержат зрителей у экранов. Вот и получается, что многие телепрограммы с агрессивным художественным оформлением отрицательно воздействуют на человеческую психику. Для нормального и продуктивного усвоения материала требуется повтор ситуации "в уме", сосредоточенность. Но внимание человека приковано к экрану, где постоянно сменяется зрительный ряд, да еще мелькают рекламные блоки. Понятно, что издерганный мозг усваивает в такой ситуации? А дизайнерам, художникам, операторам и в голову пока не приходит советоваться с психологами, физиологами и офтальмологами.

Как бы там ни было, мониторы, компьютеры и телекоммуникации прочно вошли в нашу жизнь. Надо просто дозировать их применение и не злоупотреблять ими. Социологи полагают, что использовать энергию для доставки информации потребителю гораздо выгоднее, чем перемещать клиента к интересующему объекту. Так, они прогнозируют, что уже в недалеком будущем ездить на работу на личном авто более чем за 30 км станет чудовищно дорого. Офисом будет жилая квартира с модемом, факсом, компьютером, подключенным к Интернету и электронной почте. Только так и можно будет добиться автоматизированного глобального взаимодействия, взаимосотрудничества и взаимопонимания. В таком подходе есть еще один положительный момент: связанным друг с другом аудио - , видео - , компьютерными линиями людям не нужно будет жить в мегаполисах. Так что вскоре коттеджи, бунгало, юрты, частные домики на природе, напичканные электроникой, уже не покажутся фантастикой.

Но изменить траекторию своего развития человечество сможет при условии, что определяющей место человека в обществе станет духовность, а не вещизм, меркантильность, потребительство и накопительство. Причем важно не просто бережное отношение к ресурсам, а планетарная бережливость. Вот, к примеру, вырубаются леса Амазонии - своеобразные легкие планеты, и последствия этого - глобальны. Местное же бедное население и не может иначе, нужны дрова для обогрева, приготовления пищи и т. д. Без посторонней помощи ему не выжить, поэтому чтобы не рубились деревья, нужно содействие развитых стран, которые должны пойти на какие - то жертвы - и в личном плане, и в государственном.

А есть ли возможность отделить истинные ценности от мнимых? Машина с баром, комфортабельный коттедж с тремя бассейнами, горячий пляж с холодным пивом, куда добираются на личном самолете... Те, для кого это уже не экзотическая роскошь, а привычное окружение, живут в кредит у своих потомков или за счет малоимущих и слаборазвитых.

И все - таки новое сознание пробивает себе дорогу. Вспомним о сети 5000 альтернативных поселений в Соединенных Штатах, использующих возобновляемые источники энергии и утилизирующих отходы. Кстати, из всех видов энергий, добываемых человеком, включая солнечную и "шумную" ветроэнергетику, наиболее экологичной является биогазификация. Независимо от того, где человек живет, в поднебесной многоэтажке или в приземленном коттедже, нелишне знать, что это такое. Под биогазификацией понимают переработку органических отходов, которые горами скапливаются там, где только появляется человек, а также отходы сельского хозяйства, промышленности, домашнего хозяйства и т. д. - под воздействием особых микробов. В результате переработки биомассы получается биогаз - высококачественный источник энергии. Использование этого источника энергии насчитывает уже более чем полувековую историю. В основном он подходит для автономных поселений, но и промышленность не обходит его стороной. В ФРГ он используется для городского энергоснабжения. Особенно бурно эта отрасль энергетики, стала развиваться в 60 - 70 - х гг. Для получения биогаза в эти годы было построено огромное количество установок в Китае, Индии и других странах Юго - Восточной Азии, то есть в государствах с обедненным энергопотенциалом.

Но не останутся без внимания и наши "экологисты", объединенные Социально - экологическим союзом, проповедующие воздержание, экономию, возобновление по отношению к ресурсам (подробнее об этом см. С. Забелин "Время собирать камни..." - "Энергия", 1995, № 10). Пока еще большинство смотрит на подобных "проповедников" как на чудаков, "зацикленных" на своей философии и увлечениях. Они выглядят идеалистами, но с ними приходится считаться - и чем дальше, тем больше. А их предложения, ни много ни мало - новый способ удовлетворения человеческих потребностей, или, другими словами, заполнение той свободной экологической ниши, в которой только и может спастись человечество от своих расточительных устремлений. В противном случае наше общество с каждым шагом на пути мнимого прогресса будет все больше "утопать и растворяться" в отходах - энергетических, материальных, информационных.

Так, начинаясь с экологии, пробивает себе дорогу новое мировоззрение, включающее в себя воспитание, образование, диковинные на первый взгляд примеры для подражания.
П. Супруненко,
Ю. Супруненко





Вернуться в «Общество»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость