Детские экологические лагеря - новая форма воспитания молодёжи

Преобразование городов, социального и общественного строя
Аватар пользователя
Вячеслав Богданов
Учасник iнiцiативної групи
Сообщений: 1143
Зарегистрирован: Вс сен 04, 2005 3:48 pm
Откуда: родовое поселение Благодатные родники, Одесская обл.
Контактная информация:

Детские экологические лагеря - новая форма воспитания молодёжи

Сообщение Вячеслав Богданов » Чт авг 30, 2007 12:17 pm

Детские экологические лагеря - новая форма воспитания молодёжи

Н.В. Моралева, И.Н. Морозова, Н.П. Морозов, Е.В. Губарева
Фонд развития экотуризма "Дерсу Узала"

"Попытаться восстановить утраченную связь между людьми и остальными живыми организмами, обитающими на нашей планете, - очень важная, очень достойная задача. В конечном счете успех или провал подобных попыток решит вопрос, погубит человечество самое себя вместе со всеми живыми существами на земле или нет."
Конрад Лоренц

Меняются времена, меняемся мы, меняются наши дети, меняются и формы воспитания. Казалось бы, что может сделать короткий двухнедельный экологический лагерь в сложном процессе воспитания экологической культуры? Оказывается очень многое, уходят в прошлое пионерские лагеря, а на их месте появляются новые подходы, новые взгляды на содержание, стиль и методы работы с детьми. Одно из новых направлений в организации летнего детского отдыха развивает в настоящий момент Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Департамент поддержал проект, предложенный Фондом развития экотуризма "Дерсу Узала" по организации детских экологических лагерей на базе российских особо охраняемых природных территорий - заповедников и национальных парков. Идея сотрудничества с заповедниками и национальными парками возникла не случайно, а на основе многолетней деятельности Фонда "Дерсу Узала" по развитию и внедрению в практику концепции экологического туризма на российских ООПТ. Более 20 проектов реализовано Фондом за последние 7 лет в заповедниках и национальных парках Камчатки, Дальнего Востока, Байкала, Хакассии, Красноярского края, Тувы, Алтая, Северного Кавказа, Русского Севера. С 2001 года одним из основных направлений деятельности Фонда "Дерсу Узала" стала организация и проведение экологических лагерей для детей, а с 2004 года в результате финансовой и организационной поддержки Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Фондом "Дерсу Узала" было проведено 11 экологических лагерей, в которых приняло участие более 400 московских школьников. Дети побывали в национальных парках "Смоленское Поозерье", "Русский Север", Кенозерский, Мещера, Угра, в Кавказском и Воронежском заповедниках, в природном парке "Ладожские шхеры".
Белорусский вокзал… Группа ребят и девочек с большими рюкзаками шумно переодеваются в зелёные футболки с эмблемой "Эколагерь 2005". Зелёные футболки становятся всё заметнее в пёстрой массе отъезжающих и провожающих. Наконец, посадка в поезд Москва-Смоленск. Весь вагон занят "зелёненькими". Размещаются стайками - кто с кем уже успел познакомиться. Вожатые раздают заранее приготовленные подарки- фонарики "Светлячки" и банданы четырёх цветов - отличительный признак отряда. В вагоне звучат гитары, флейта и барабан. Проводники удивляются атмосфере организованности и радостной доброжелательности, царящей в этой на первый взгляд шумной и слишком разновозрастной группе… Очередной детский экологический лагерь начал свою двухнедельную жизнь.
Что такое экологический лагерь? "Эко"-лагерь - это не просто изучение экологии и не просто отдых на природе. Вместе - это нечто гораздо большее. Прежде всего - это жизнь в волшебном мире природы, а само по себе пребывание на территории заповедников и национальных парков учит, воспитывает, формирует экологического мировоззрение. Городские дети сразу попадают в иную реальность - в мир, где природа - полноправная хозяйка, где не работают мобильные телефоны, нет городской суеты и шума, нет магазинов, но зато есть плеск реки, шум ветра, роса на траве, лесные шорохи. И у них есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение. За две недели мы должны создать атмосферу творчества и радости, дать новые знания и, что особенно важно, получить эмоциональный отклик детей. Ведь среди них - будущие инженеры, нефтяники, менеджеры, руководители предприятий, и именно им рано или поздно придется принимать решения о том, как рачительно использовать природные ресурсы. И, быть может, воспоминание об удивительном времени, проведенном в летнем экологическом лагере, заставит лишний раз задуматься об уязвимости природы и необходимости сохранить это чудо для будущих поколений…
Для того чтобы попасть в эколагерь, нужно получить рекомендацию учителей биологи или сотрудников ООПТ Москвы, а для этого уже зимой что-то сделать для охраны природы Москвы - приять участие в акции по уборке мусора, выполнить научные исследования на ООПТ Москвы, поработать на экспериментальных экологических площадках и т.п. И хотя детей отбирают, очень важно, чтобы программы экологических лагерей были интересны детям с различным уровнем подготовки и степени заинтересованности экологическими проблемами. В лагерь приезжают дети от 12 до 16 лет, в каждом отряде от 10 до 15 детей примерно одного возраста. Постоянно с детьми находятся вожатые, как правило, студенты биологических вузов, именно они являются ключевыми фигурами лагеря - мамами и папами. Преподаватели только учат, они Наставники, Учителя, а организаторы несут на себе тяжкое бремя общего руководства, выполнения программы, соблюдения режима, они главные судьи в решение всех спорных вопросов.
В основе, предлагаемой концепции организации эколагеря лежат четыре базовые составляющие:
1. Обязательная программа изучения базовых биологических дисциплин. Именно успехи в освоении практической экологии оцениваются и позволяют получить сертификат участника лагеря или диплом "Эксперта".
2. Максимально широкий спектр возможных творческих и познавательных мастер-классов. При этом детям предоставляется свобода выбора как самих занятий, так и степени постижения предмета.
3. Создание дружеской, доверительной, психологически комфортной обстановки в лагере.
4. Создание атмосферы чего-то необыкновенного, особого приключения, праздника, воспоминание о котором сохранится на долгие годы.
…Ранним утром в Смоленске детей уже ждали два автобус. Через два с половиной часа дремотного переезда показался посёлок Пржевальское, где располагается администрация Национального парка "Смоленское Поозерье". Заместитель директора парка А.С.Кочергин приветствует детей и рассказывает им об истории и достопримечательностях этого удивительно красивого уголка России.
Затем посещение дома-музея Н.М.Пржевальского и Музея партизанской славы. Снова в автобусы и через двадцать минут все оказываются на берегу живописного озера, на территории базы отдыха "Бакланово". Двухэтажный корпус с четырёхместными комнатами на две недели станет для этих московских школьников почти родным домом. На втором этаже - хорошо оборудованные классы для занятий по орнитологии, краеведению, гидробиологии, комната с большим топографическим макетом национального парка, актовый зал.
Первое знакомство с территорией, озером, общий сбор, торжественное открытие лагеря с подъёмом флага. Вечером праздничный костер с песнями под гитару.
Программа лагеря очень насыщенна. Она включает обязательные занятия по гидробиологии и ихтиологии, ландшафтоведению и ботанике, краеведению и зоологии. В вечернее время можно выбрать мастер-класс и заняться психологией, палеонтологией, ландшафтным дизайном, научиться навыкам творческих ремёсел. Большой популярностью пользуются ролевые игры, можно превратиться в Гарри Поттера, или поиграть в индейцев - игра "Четыре тотема", или догадаться, кто же твой "Тайный друг".
Ребятам предстоит совершить два похода - лодочный и пеший. Автобусная экскурсия познакомит с главными достопримечательностями Поозёрского края - озёрами, каждое из которых имеет свою легенду и свой характер.
Программа предусматривает волонтёрскую работу на ООПТ. Посильный реальный трудовой вклад детей в решение насущных задач охраняемой природной территории - очень важный воспитательный аспект экологического лагеря. В "Смоленском Поозерье" дети вырубали сорные ростки ольхи и тополя около лагеря; строили домики для птиц; красили балконы корпуса и веранду, разработали проект обустройства клумб на территории базы.
После обязательного курса обучения дети сдают отрядный зачёт по всем экологическим дисциплинам. Зачет проходит в игровой форме иногда как эстафета, иногда как ролевая игра, иногда как заседание "Клуба знатоков". Отдельным баллом оценивается коллективизм и сплочённость отряда.
Наиболее увлечённые, получают навыки исследовательской работы, вместе с преподавателями они определяют научную проблему, собирают материал, анализируют и обрабатывают его, готовят доклады. Итоговая конференция - событие, позволяющее продемонстрировать результаты научных и творческих поисков детей за смену. Дети готовят научные презентации результатов своих исследовательских работ по экологическим дисциплинам. В актовом зале проходит выставка творческих работ: памятные вымпелы на холсте, рисунки и выжигание на фанере, различные виды резьбы по дереву, плетение из ниток - макраме и другие.
В конце смены все участники лагеря получают сертификат, подтверждающий прохождение полевого общеобразовательного экологического курса. Детям, доложившим результаты экологических исследований на итоговой конференции, присваивается звание "эксперта".
Разнообразие и увлекательность программы лагеря так захватывает внимание ребят, что время летит незаметно. Однако, приближается конец смены, готовится заключительный прощальный вечер. Репетиции, костюмы, краски… Выступают отряды детей, а взрослые, вдохновлённые энтузиазмом и фантазией детей, затевают своё представление и готовят мини-спектакль с участием Водяного, русалок и лесных жителей. Смех, аплодисменты, вспышки фотоаппаратов - это и есть счастье…
Две недели физического и интеллектуального тренинга, природа и комфортная психологическая атмосфера, создаваемая всеми взрослыми - организаторами лагеря, преподавателями и вожатыми - заметно меняют душевное состояние детей. В анкетах они пишут: "Не хочу уезжать!"; "Уезжаю с морем впечатлений и новых знакомств, горьким чувством расставания со ставшими уже близкими людьми"; "Спасибо всем организаторам"; "Очень хочу попасть сюда снова"; "Это лучший лагерь по сравнению с семью предыдущими, где я был"; "Спасибо всем за такой подарок - эту поездку", "В будущем году хотелось бы снова побывать в этом лагере, но уже в качестве вожатой".
Большие изменения в поведении детей отмечают и родители: "Ребёнок стал спокойнее, самостоятельнее, взрослее". Конечно, эти изменения происходят у всех по-своему, но общий положительный сдвиг в сознании ребят очевиден.
Но самое главное - дети поняли, что такое нетронутая природа и как важно в городе, в Москве, сохранить городские заказники и парки, наши ООПТ - эти немногочисленные островки дикой природы, еще не захваченной мегаполисом. Экологические лагеря позволяют сплотить и объединить детей, после возвращения дети не хотят расставаться, хотят продолжить общение и совместную деятельность, готовы активно участвовать в природоохранных мероприятиях на территориях ООПТ Москвы, продолжать изучение экологии, заниматься в понравившемся мастер-классе. И если сейчас, во время учебного года, поддержать "дух лагерного братства", придать импульсу, полученному в экологических лагерей, определённую системность и непрерывность, то в конечном итоге, мы сможем реально подойти к формированию широкого общественного природоохранного молодежного движения в Москве.
Природно-ресурсные ведомости, октябрь, 2005





Вернуться в «Общество»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей